Задания по темам
Вопросы и задания к теме 1
1. Как бы вы ответили на вопрос, в чем заключается основной вклад в развитие Тамбовского краеведения каждого из этих людей: а) Стефана Березнеговского; б) Ивана Ивановича Дубасова; в) П.Н. Черменского; г) П.П. Иванова.
2. Познакомьтесь с помощью сети Интернет с теми ресурсами (сайтами) сети Интернет, которые посвящены истории Тамбовского края, краеведению. Какие из них вам показались наиболее интересными и привлекательными? Почему?
Вопросы и задания к теме 2
1. К какому времени, судя по археологическим данным, относится появление древнейшего человека на территории Восточно-Европейской равнины? Где обнаружены ближайшие к Тамбовской области стоянки первобытных людей этого периода?
2. Постарайтесь перечислить, что позволило людям выжить в борьбе с природой в суровых условиях палеолита?
3. Что могут рассказать о жизни первобытных людей находки, обнаруженные археологами на местах поселений эпохи неолита в Тамбовской области?
4. В чем заключались главные изменения в жизни человеческого общества, произошедшее в эпоху неолита?
Вопросы и задания к теме 3
1. Что такое «археологическая культура»? Назовите основные археологические культуры, существовавшие на территории Тамбовской области в эпоху бронзового века.
2. Ведя речь о древнейшем периоде истории Тамбовщины, ученые предпочитают не говорить о конкретных народностях. Чем это объясняется?
3. Что представляют собой курганы, существующие на территории Тамбовской области? Какой интерес для ученых-историков заключается в их изучении?
4. Сравните занятия, образ жизни людей, населявших Тамбовщину в эпоху бронзы и в предшествующий период неолита. В чем можно обнаружить сходство, а в чем – отличие?
5. Определите по карте, где были обнаружены ближайшие к вашему населенному пункту археологические памятники эпохи бронзы?
6. Есть мнение, что племена, обитавшие на территории Тамбовской области в эпоху бронзы, вели достаточно воинственный образ жизни. Попробуйте подтвердить или опровергнуть этот вывод на основании данных археологических раскопок.
7. Основная часть стоянки, обнаруженной археологами около села Перикса – землянка, площадью 135 кв. метров. Глинобитный пол был утрамбован, а в центре находилось два очага. Как вы думаете, почему в землянке было два очага?
8. Вставьте пропущенные слова.
В период раннего железного века на территории Тамбовщины проживали племена _________________ культуры. Эти племена относились к ___________________________ языковой группе народов. Достаточно часто местные племена враждовали со своими кочевыми соседями - _____________________________. Поэтому их поселения представляли собой ________________________________________________. Самые известные поселения - ______________________________________. Среди найденных на раскопках находок преобладали орудия труда из __________________.
9. Рассмотрите перечень орудий труда племен городецкой культуры и напишите занятия, в которых данные орудия использовались.
Орудия труда |
Занятия |
1.Глиняные тигли, льячки для расплавленного металла, формочки |
________________________________ |
2. Пряслица |
________________________________ |
3. Стрелы, ножи |
________________________________ |
4. Гарпуны, крючки |
|
10. Составьте план рассказа о племенах городецкой культуры.
11. Чем объяснялся выбор места и устройство поселений племен городецкой культуры?
12. Назовите основные хозяйственные занятия племен городецкой культуры. На основании чего ученые делают выводы о распространении этих занятий?
13. Что вам известно о скифах и сарматах? Какое отношение они имеют к истории Тамбовского края?
Вопросы и задания к теме 4
1.На какие две большие группы с давних времен делится мордва?
2. Из курса истории России вам должно быть известно о занятиях восточных славян в VI-IX вв. Попробуйте определить, чем хозяйственные занятия мордвы были похожи и чем отличались от занятий их соседей-славян.
Восточные славяне | Мордва |
Сходство:
|
|
Различия: |
|
|
|
6. На основании материала учебного занятия подготовьте план рассказа об образе жизни, занятиях, обычаях древней мордвы.
7. Какие материальные следы своего пребывания на территории Тамбовской области оставили половцы?
8. Когда появились первые славянские поселения на территории Тамбовской области? Где они располагались?
9. С каким древнерусским княжеством оказались наиболее тесно связаны исторические судьбы Тамбовского края в XII-XIV вв.?
10. Определите по карте, где примерно проходила граница между землями Руси и Степью в пределах Тамбовской области. Постарайтесь установить, по какую сторону этой границы находилась современная территория района, где вы проживаете.
11. Назовите самый крупный археологический памятник, свидетельствующий о пребывании славян на территории Тамбовской области в XII-XIII вв. Что он собой представляет?
12. В Интернете сейчас можно найти много материалов, рассказывающих о традициях, обычаях, древних верованиях мордвы, ее преданиях и легендах. Постарайтесь на основе таких материалов подготовить небольшое сообщение (2-4 страницы) на одну из следующих тем по своему выбору:
- Религиозные верования древней мордвы
- Мордовские легенды и предания, рассказывающие об истории взаимоотношений мордвы с Русью. Половцами, монголо-татарами.
- Народные обычаи мордвы
- Мордовский народный костюм
Вопросы и задания к теме 5
- Дайте общую оценку положения, в котором оказался Тамбовский край в конце XIII - XIV веках
- Что означало выражение «Дикое поле»?
3. Можно ли считать, что постоянные междоусобицы и борьба за власть в Золотой Орде, выделение самостоятельных ханств из ее состава создавали благоприятные условия для развития Тамбовского края? Свое мнение аргументируйте.
4. В XIX - начале ХХ вв. среди тамбовских дворян встречались фамилии Енгалычевых, Кудашевых, Кугушевых, Девлеткильдеевых, Ушаковых. К какому времени относится, и с какими обстоятельствами связана история появления этих родов в составе российского дворянства?
Вопросы и задания к теме 6
Дайте краткий ответ на следующие вопросы:
1. Как отразилась на развитии Тамбовского края победа Ивана IV Грозного над Казанским ханством в 1552 г.?
2. Какую роль в освоении Тамбовского края сыграло основание Шацка?
3. Дайте определение понятий: колонизация, сторожа.
4. Определите по карте, какие села Тамбовской области возникли до строительства Тамбова в 1636 г.? На территории каких районов современной Тамбовской области они сосредоточены?
5. Что такое Верхоценская волость?
6. Почему историки утверждают, что первые монастыри, появившиеся на Тамбовщине, способствовали не только распространению христианства, но и заселению края?
7. Какими причинами была вызвана организация сторожевой службы в XVI в.?
8. «Боярский приговор» в 1571 году давал сторожам четкие указания о поджоге полей южнее Шацкого городка. Почему Боярская Дума обращает на это такое пристальное внимание? В чем причина принятия этого решения?
9. Какие причины побудили правительство царя Михаила Федоровича уделить повышенное внимание обороне южных окраин Русского государства?
Вопросы и задания к теме 7
1. Какие причины побудили правительство царя Михаила Федоровича уделить повышенное внимание обороне южных окраин Русского государства?
2. Назовите, используя карту, основные укрепленные пункты Белгородской черты. Постарайтесь определить, по территории каких современных областей Российской Федерации она проходила.
3. Найдите в тексте учебного занятия и кратко запишите факты, доказывающие, что в XVII в. жители Тамбовского края непосредственно участвовали в защите южных рубежей Русского государства от нападений врагов.
4. В содержании учебного занятия приводится достаточно подробное описание крепости Козлов, характеристика же Тамбова дана в более сжатом виде. Представьте себя служащим Пушкарского приказа, которого направили в середине XVII века в Тамбов и поставили задание: представить в Москву для государевых нужд подробное описание недавно построенной крепости Тамбов, указав в нем ее сильные и слабые места. Используя схему крепости Тамбова и опираясь в качестве образца на описание укреплений Козлова, выполните это задание.
5. В предложенном вам учебном тексте использован ряд исторических терминов и понятий. Наиболее важные из них выделены красным цветом. Составьте словарь этих исторических терминов, раскрыв смысл каждого из них. Постарайтесь выполнить это задание, не прибегая к словарям и справочникам, а опираясь лишь на содержание самого урока.
6. Строители Козлова И.Биркин и М. Спешнев в 1636 г. направили в Москву челобитную с жалобой на то, что Роман Боборыкин основал Тамбов не на том месте, где было определено царским указом. Подумайте, какие доводы в поддержку своих действий мог бы привести первый тамбовский воевода. Запишите их.
7. Используя учебник по истории России и справочные материалы, постарайтесь выяснить, какие важные события произошли в России в период между основанием крепостей Козлов и Тамбов (1635-1636 гг.) и завершением сооружения Белгородской черты (1653 г.). Запишите эти события.
8. Представьте, что вам поручено создать для своих сверстников компьютерную презентацию «История освоения Тамбовского края в XVII веке». В презентации должно быть не менее 8 и не более 15 слайдов. Естественно, она должна передавать основные события, характеризующие развитие Тамбовщины за этот исторический период. В то же время нужно учитывать, что на слайде не должно присутствовать слишком много печатного текста. Разработайте план содержания презентации и оформите его в виде таблицы:
№ слайда |
Изображение (описание того, что вы предлагаете изобразить или сама картинка) |
Подпись к изображению и текст, размещаемый на слайде |
|
|
|
При желании можете подготовить презентацию в соответствии со своим планом.
9. В предыдущем задании вам предлагалось подготовить план презентации по теме «История освоения Тамбовского края в XVII веке». А теперь представьте себя на месте члена жюри, которому нужно оценить несколько презентаций на эту темы. Сформулируйте в виде отдельных пунктов требования (не менее пяти, можно до десяти), которым должна соответствовать презентация, чтобы ее можно было оценить высокими баллами.
10. Творческое задание: Напишите от лица жителя Тамбовского края, переселившегося сюда в 1635-1636 гг. из Рязанского уезда, письмо о событиях, связанных с основанием Тамбова и первыми годами его существования.
Вопросы и задания к теме 8
1. Как и за счет кого росло русское население Тамбовского края в XVII в.?
2. Земли Тамбовского края привлекали русских поселенцев своим плодородием. Однако дворянское землевладение в XVII в. не получило здесь широкого распространения. В чем причины этого?
3. Заполните на основании материалов учебного занятия таблицу «Состав населения Тамбовского края»
Категории населения |
Городское или сельское население? |
Обязан- ности перед государством |
Наличие и условия наделения землей |
Хозяйст- |
1. Служилые люди |
||||
...... | ||||
..... | ||||
...... | ||||
2. Неслужилое население |
||||
4. Какие потребности населения Тамбовского края в XVII в. удовлетворялись за счет собственного (внутреннего) производства? Какие товары приходилось ввозить из других территорий? Что поставлял Тамбовский край в XVII в. на общероссийский рынок? Назовите основные пункты, через которые шла эта торговля.
5. Используя дополнительные источники (литературу, ресурсы Интернета) подготовьте информационный проект, рассказывающий о русском войске XVII столетия. Продумайте, из каких разделов он может состоять; как интереснее и нагляднее рассказать вашим сверстникам о той теме, которой посвящен проект; какие подобрать иллюстрации.
Вопросы и задания к теме 9
1. Назовите наиболее значительные монастыри, появившиеся в Тамбовском крае в XVI-XVII вв. Как их возникновение способствовало колонизации края?
2. Как вы думаете, почему принятие мордвой христианства было длительным процессом?
3. Подумай, какими качествами должен был обладать христианский миссионер?
4. В чем состояла необходимость открытия епископской кафедры в Тамбове? Как учреждение епархии могло отразиться на духовной жизни нашего края?
5. Как вы полагаете, почему епископ Тамбовский Питирим удостоился почитания Православной церкви?
6. Творческое задание: используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Епископ Питирим Тамбовский», «История Спасо-Преображенского собора», «История Иоанно-Предтеченского Трегуляева монастыря», «история Тамбовского Вознесенского женского монастыря», «История Тамбовской иконы Богоматери».
7 Каковы причины Козловского восстания 1648 г? Как вы считаете, было ли оно закономерным или случайным, вызванным исключительно личными злоупотреблениями и просчетами воеводы Р.Ф. Боборыкина? Чего добивались его участники?
8. Проследите по карте ход событий, связанных с движением под предводительством С.Разина в Тамбовском крае.
9. Движение под предводительством С.Разина раньше нередко характеризовалось как крестьянская война. Соответствует ли то, что вы узнали о действиях разинцев на Тамбовщине такой оценке?
10. Заполните таблицу «Народное движение под предводительством С.Разина на территории Тамбовского края»:
Дата |
Событие |
Результат |
|
|
|
Вопросы и задания к теме 10
1. Каким было административное устройство Тамбовского края в первой половине XVIII века?
2. Как отразилась на жизни Тамбовского края активная внешняя политика Петра I?
3. Эпоха Петра I является важным переломным моментом в отечественной истории. Можно ли считать, что деятельность Петра стала таким же переломным временем для истории тамбовского края? Свое мнение аргументируйте.
4. Объясните, существовала ли связь между освоением южных районов Российского государства и восстанием донских казаков под предводительством К.Булавина?
5. Чем можно объяснить участие жителей Тамбовского края в Булавинском восстании?
Вопросы и задания к теме 11
1. Какие изменения произошли в конце XVIII столетия в административном делении Тамбовского края?
2. Расскажите об истории появления Тамбовского герба.
3. В 1719 г. в Тамбовской провинции насчитывалось 15,5 тыс. душ мужского пола, а к 1779 г. в ней проживало уже 360 тыс. человек. Чем вы можете объяснить столь существенный прирост населения?
4. Перечислите новые черты, появившиеся во второй половине XVIII в. в хозяйственном развитии Тамбовского края.
5. Какова была роль Моршанска в торговле Тамбовского края в XVIII в? Почему именно этот город занял такое место в торговле?
6. Каким вам представляется облик города Тамбова XVIII в?
7. Рассмотрите панораму города Тамбова в 1791 г., помещенную в тексте учебного занятия. Можете ли вы найти на ней какие-то знакомые здания, сохранившиеся до сего дня?
8. Каким образом Тамбовский край затронуло движение под предводительством Е.И. Пугачева?
Вопросы и задания к теме 12
1. Вставьте пропущенные слова.
Гавриил Романович Державин (1743 – 1816 гг.), выдающийся русский __________, в __________ году возглавил Тамбовское наместничество. Большое внимание в своей деятельности уделял _________________________ города, улучшению состояния ______________, мостов и переправ. Для дальнейшего развития торговли предложил улучшить судоходство по реке ________ до города ______________________. В 1786 году стараниями Державина в Тамбове было открыто __________________________________,где учились дети не только дворян, но и других сословий. Благодаря помощи издателя и просветителя Н.И.Новикова была создана ____________________, а вскоре стала выходить одна из первых газет в провинции - ______________ ____________________. Гавриил Романович выступил инициатором открытия в Тамбове _______________, хотя первые спектакли ставились в доме губернатора.
2. Почему пребывание Державина на посту правителя Тамбовского наместничества оказалось недолгим?
3. Как в современном Тамбове увековечена память о Г.Р.Державине?
4. В чем заслуги И.Г. Рахманинова перед русским просветительством?
Вопросы и задания к теме 13
1. Каковы были отношения государства и церкви в XVIII в.? Как эти отношения отражались на духовной жизни общества?
2. Чем был вызван успех сектантской проповеди? Какие общие черты объединяли все сектантские учения?
3. Почему правительство боролось с сектами?
4. Какие перемены в жизни епархии связаны с именем епископа Феофила?
5. Что в жизни подвижников веры и благочестия может быть примером для наших современников?
6. Подготовьте сообщение на тему: «Памятники церковной архитектуры XVIII в. на Тамбовщине».
Вопросы и задания к теме 14
1. Подготовьте сообщение о традиционных промыслах, получивших распространение на территории Тамбовщины в XVIII-начале XIX вв.
2. Опишите сельское жилище Тамбовской губернии XVII-XVIII веках.
3. Внимательно рассмотрите изображение женского и мужского народного костюма. Найдите детали одежды, о которых упоминается в учебнике.
4. Чем рацион пищи тамбовского крестьянина или горожанина XVII-XVIII веков отличался от современного? Что в этих различиях вас особенно удивило?
5. Сохраняются ли в наше время какие-либо черты традиционного свадебного обряда, распространенного на Тамбовщине в прошлом?
5. Подготовьте сообщение о народных праздниках и обрядах Тамбовской губернии.
Вопросы и задания к теме 15
1. Как менялось административное устройство Тамбовского края на протяжении XVIII века?
2. Покажите на карте уезды, входившие в состав Тамбовской губернии. Определите, какие из них находятся за пределами границ современной Тамбовской области. В состав каких регионов ныне входят эти территории?
3. Охарактеризуйте основные изменения, произошедшие в составе и численности населения Тамбовского края к середине XIX века.
4. Что такое аграрное перенаселение? В чем причины его возникновения в Тамбовской губернии к середине XIX века?
5. Какие факты говорят о том, что уже к середине XIX века рост населения Тамбовщины стал оказывать существенное воздействие на природную среду?
6. Познакомьтесь с историей с. Мучкап. Выделите основные причины, способствовавшие успешному развитию этого села в XIX веке.
1. В первой половине XIX века общие сборы зерновых культур в Тамбовской губернии росли, однако их урожайность оставалась низкой. Объясните причины данной ситуации.
2. Какие новые черты появились в сельском хозяйстве Тамбовской губернии в первой половине XIX века?
3. Назовите основные отрасли тамбовской промышленности первой половины XIX века.
4. Какие изменения произошли в торговле Тамбовского края по сравнению с XVII-XVIII веками? Изменился ли состав товаров, ввозимых и вывозимых из губернии?
5. На гербе города Моршанска, утвержденном в конце XVIII века, как и на гербе Санкт-Петербурга помещено изображение двух якорей. Почему эта эмблема была выбрана в качестве символа города?
Вопросы и задания к теме 16
1. Кто из тамбовских губернаторов первой половины XIX века внес наиболее значительный вклад в развитие нашего края?
2. Какие учебные заведения появились в Тамбовской губернии в конце XVIII-первой половине XIX века? Как вы считаете, отвечали ли они потребностям тогдашнего провинциального общества в образовании?
3. Какое участие приняло население Тамбовской губернии в борьбе с вторжением наполеоновских войск в 1812 году?
4. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о Ф.Ф.Ушакове - нашем знаменитом земляке, владевшим имением в Темниковском уезде Тамбовской губернии.
5. Одной из наиболее незаурядных личностей среди декабристов был М.С.Лунин. Подготовьте сообщение об этом человеке
Вопросы и задания к теме 17
1. Какие учебные заведения появились в Тамбовской губернии в конце XVIII-первой половине XIX века? Как вы считаете, отвечали ли они потребностям тогдашнего провинциального общества в образовании?
2. Почему некоторые дворянские имения XIX века называют «культурными гнездами»? Приведите примеры таких культурных гнезд.
3. Кто из крупных деятелей литературы и искусства первой половины XIX века был связан с Тамбовщиной? Постарайтесь выяснить, увековечена ли каким-то образом память об этих людям в Тамбове или других населенных пунктах области?
НАЗАД
Учебные темы
- Тема 1.
Исследователи истории - Тема 2.
Древнейшее население - Тема 3.
Бронзовый и ранний железный век - Тема 4.
Цнинская мордва - Тема 5.
Тамбовский край в XIII-XVI вв - Тема 6.
Переход государства к колонизации - Тема 7.
Тамбовский край в XVII веке - Тема 8.
Жизнь края в XVII веке - Тема 9.
Религия и народные движения в XVII в. - Тема 10.
Тамбовский край в I половине XVIII в. - Тема 11.
Тамбовский край во II половине XVIII в. - Тема 12.
Деятельность
Г.Р. Державина - Тема 13.
Религиозная жизнь в XVIII в. - Тема 14.
Народный быт XVII-XVIII веков - Тема 15.
Социально-экономическое развитие Тамбовщины - Тема 16.
Власть и общество в первой половине XIX в. - Тема 17.
Культура края в I половине XIX в
- Тема 1.