Тема 9. Религиозная жизнь и народные движения на территории Тамбовского края в XVII столетии
Христианство на территории Тамбовского края
Козловское восстание 1648 года
Христианство на территории Тамбовского края
Еще в XI–XIII вв. вместе с русскими поселенцами на территорию Тамбовского края стало проникать православное христианство. О его распространении говорят находки крестов и других предметов с христианской символикой в Никольском городище, на месте некоторых других поселений. Судьбы местного христианского населения в домонгольское время были связаны с Рязанской епархией. Однако отдаленность тамбовских земель, их подверженность частым набегам кочевников затрудняли церковное попечение о жителях.
Батыево нашествие 1237-1240 годов и последующие набеги татар привели к сокращению христианского населения на Тамбовщине. Вместе с тем, сосредоточение в столице Орды – городе Сарае на Нижней Волге – большого числа христиан (пленников, ремесленников, обслуживавших нужды татарской верхушки) сделало необходимым открытие там отдельной епископской кафедры. В 1261 г. глава Русской Церкви митрополит Кирилл учредил новую епархию Сарскую и Подонскую. Южная часть будущей Тамбовщины вошла в ее состав, средняя же и северная находились под духовным управлением епископа Рязанского.
Новый этап распространения христианства и устроения церковной жизни на Тамбовщине пришелся на конец XVI–XVII вв. Важную роль в этом сыграли монастыри. Документы сохранили память более чем о 20 монашеских общинах Тамбовского края, существовавших в это время. Наиболее известные из них – Черниев Никольский монастырь в Шацке, Троицкий Козловский монастырь, Мамонтова пустынь (близ с. Отъяссы в нынешнем Сосновском районе), Троицкий монастырь в Тамбовском уезде.
Как правило, монастыри вырастали на месте жительства отшельников. Так, в 1627 г. иеромонах Иосиф пришел «неизвестно откуда» и поселился в лесу, на берегу реки Лесной Воронеж во владениях оброчных крестьян князя Дмитрия Пожарского. В 1636 г. архиепископ Рязанский благословил его на строительство Троицкого храма. Так появился Троицкий Козловский монастырь, оказавший впоследствии важное влияние на духовную жизнь края.
Со временем монастыри обзаводились земельными владениями и зависимыми крестьянами, выполнявшими сельскохозяйственные работы. Это способствовало колонизации малообжитых земель. Впрочем, большинство местных монастырей этого времени не отличалось богатством. В лучшем хозяйственном положении Черниев монастырь в Шацке, Троицкий монастырь, Мамонтова пустынь. Все они имели бортные ухожьи, рыбные ловли, пашни, сенные покосы.
Примером участия монастырей в процессе колонизации тамбовских земель может служить хозяйственная деятельность Мамонтовой пустыни. Основатель обители старец по имени Мамонт вместе со своим спутником поселился на поляне на берегу Святого озера, где они построили деревянную церковь. По преданию, старец обнаружил у трёх лип икону святителя Николая и соорудил здесь первый храм, посвященный этому святому. Святой образ сделался главной святыней обители, а из спиленных лип была изготовлена церковная утварь. Первое пожалование зародившемуся монастырю сделала в 1629 г. мать царя Михаила Федоровича инокиня Марфа Ивановна, выделив 30 четвертей земли в «диком поле». В первые десятилетия существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с монастырских земель, поскольку «старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего». Но постепенно окрестности монастыря стали заселяться пришельцами из Рязанского уезда и из других мест. У его стен образовалось небольшое поселение, а к 1682 г. появилось еще три деревни. Выросло и число монастырской братии. К середине века монастырь уже обладал значительными финансовыми средствами, угодьями и хозяйством. Материальное благополучие обители способствовало и внутреннему ее обустройству. К концу XVII в. здесь имелись Никольская церковь, колокольня, монастырские келии и все необходимые хозяйственные постройки.
Свято-Никольская Мамонтова пустынь
(современный вид со стороны Святого озера)
Монастыри становились центрами христианской проповеди среди цнинской мордвы и местных татар. На распространение христианства была направлена и политика государства: принимавшие крещение местные жители получали налоговые льготы, возможность получить лучшие земельные наделы и записаться в служилое сословие. К моменту основания Тамбова часть мордвы Верхоценской волости уже была крещена, однако большинство продолжало придерживаться языческих верований.
Христианизация мордовского народа была, однако, сложным и долгим процессом. С 50-х гг. XVII века государственная политика в этом вопросе стала значительно более жесткой. С благословения патриарха Никона началась принудительная христианизация «инородцев». В этом направлении активно и настойчиво действовал архиепископ Рязанский Мисаил. За короткий срок (практически за одно лето) им было крещено более четырех тысяч татар и мордвы в Шацком и Тамбовском уездах. Несмотря на то, что местное население нередко встречало архиепископа и сопровождавших его служилых людей враждебно, Мисаил неустрашимо продолжал свою деятельность. Мордва обращалась к царю с челобитной, прося не принуждать ее к крещению, но просьба осталась без удовлетворения. В 1656 г. проповедь архиепископа в деревне Ямбирино перед толпой местных жителей была заглушена бранью и свистом стрел. Выпущенная одним из язычников стрела ранила святителя Мисаила в сердце. Архиепископа удалось вынести с места событий, но он скончался от ран. Участники этих событий были жестоко наказаны, а христианизация местных жителей продолжена. К концу XVII века она, по-видимому, была полностью завершена.
В меньшей степени распространилось христианство среди татар Шацкого уезда. Основная масса татарского населения сохраняла верность исламу, хотя многие татарские мурзы (князья) в XVI-XVII вв. приняли крещение. От них берут свое начало известные княжеские и дворянские роды Тамбовского края: Енгалычевы, Ишеевы, Чанышевы, Кугушевы, Тенишевы и другие. Впоследствии представители этих фамилий верно служили Российскому государству; многие из них жертвовали средства на строительство церквей и вносили вклады в тамбовские монастыри.
Во второй половине XVII в. в Русской Православной Церкви было увеличено количество архиерейских кафедр. В числе новых была учреждена в 1682 г. и Тамбовская епархия. Первым епископом Тамбовским на короткое время стал Леонтий. После его отъезда потребовалось назначение нового архиерея. Выбор пал на архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима. В 1685 г. патриарх Иоаким в Успенском соборе Московского Кремля возвел его в сан епископа Тамбовского.
Святитель Питирим (около 1645 – 1697 гг.) родился на Смоленщине, в городе Вязьме. По-видимому, он получил школьное или домашнее образование и изучил иконопись. Монашеский постриг с именем Питирим будущий епископ принял в молодом возрасте. Спустя годы Питирима избрали настоятелем монастыря. Новый игумен преуспел в деле благоустройства и улучшения внутренней жизни обители.
Святитель Питирим, епископ Тамбовский.
Иконописное изображение.
Опыт рачительного управителя, полученный в монастыре, пришелся новому епископу как нельзя кстати. В его распоряжение были переданы земли, леса, рыбные ловли. Доходы с угодий обеспечивали нужды епархии и помогали развитию благотворительности. Успешно была продолжена миссионерская деятельность.
Питирим заслуженно получил у современников и потомков славу церковного просветителя Тамбовского края. При нем в лесу под Тамбовом был основан Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь, а в самом Тамбове - Вознесенский женский монастырь. Чуть раньше, в 1677 г. на территории Покровской слободы города Тамбова появился Казанский мужской монастырь.
Река Цна в районе Трегуляева монастыря
Постройки Иоанно-Предтеченского Трегуляева монастыря на фото начала ХХ века
Современный вид Иоанно-Предтеченского
Трегуляева монастыря
В 1694 г. под руководством и при участии епископа Питирима началось возведение в Тамбове каменного кафедрального Спасо-Преображенского собора. После смерти епископ Питирим был погребен в его недостроенных стенах. В 1914 г. Русская Православная Церковь канонизировала епископа Тамбовского Питирима, причислив его к лику святых.
Самостоятельная Тамбовская епархия просуществовала до 1711 г. Затем она была упразднена, и вновь возродилась только в 1758 году.
Козловское восстание 1648 года
XVII век из-за обилия народных выступлений вошел в историю Российского государства как «бунташный век». События его не обошли стороной и Тамбовщину. Общими причинами народных выступлений XVII века были рост налогов, закрепощение крестьян, отсутствие четкого законодательства, злоупотребления местных и центральных властей. В этой ситуации любые конкретные проявления несправедливости часто приводили к различным формам социального протеста. Остроту ситуации в Тамбовском крае дополнительно усиливало наличие здесь большого числа бывших беглых крестьян из центральных уездов.
В 1648 г. по целому ряду городов России прокатилась волна народных выступлений. Поводом стало принятие правительственного решения о восстановлении прежних налогов, вместо неудавшегося соляного налога, введенного в 1646 г. Попытки сбора недоимок сразу за три года привели к массовым формам протеста. В июне крупное восстание вспыхнуло в Москве, а из столицы перебросилась в Устюг Великий, Курск, Воронеж, Соль Вычегодскую. Городское восстание произошло и в Козлове. Оно было вызвано, прежде всего, недовольством служилых людей деятельностью местного воеводы Р. Ф. Боборыкина (того самого, с которым связано основание Тамбова). В 1647 г. местные жители направили жалобу-«челобитную» в Москву на действия своего воеводы.
Задание: Прочитайте документ и составьте список злоупотреблений, в которых местные жители обвиняли козловского воеводу Р.Ф. Боборыкина (Обратите внимание на то, что документ составлен языком XVIIвека, с сохранением особенностей написания того времени. Поэтому вам нужно постараться сначала понять смысл того, о чем идет речь, а потом, уже своими словами, составить перечень «обид» козловцев на своего воеводу)
Сыскное дело козловцев на Р.Ф.Боборыкина. 1647 год.
Царю... Алексею Михайловичу... бьют челом твои Козлова города стрельцы и сторожевые и полковые казаки, пушкари, и затинщики, и воротники, и казенные кузнецы, стрелецкие пятидесятники Зотка Беличев, Ивашка Звягин, Зотка Колодезной... всем городом. По твоему указу прислан в Козлов твой государев стольник и воевода Роман Федорович Боборыкин. Нет по нашим бедных твоих холопей мочи, а с ними спелися прежние плуты и ябедники, и шильники стрельцкой казачий голова Максим Останин, соборный поп Ефимей, да подьячий Петр Беданов, да Савин Картавцев.
Чинит, государь, над нами тот Роман Боборыкин негоразды, наругаяца всякими наругаям и просил с нас бедных по два рубля себе денег со всякой службы, и за то давал по льготе в работе в дальних посылках. А, мы холопи твои, людишки бедные и непожалованные и самим про свой обиходишко соли купить нечем, а что нам бедным возможна принося к нему приносить хлеб и рыбу... С таким приносом с двора ссылает и на дворе положа батоги бьет замертво сняв рубаху, и ослопьем бьет своими руками, томит, государь, нас всех налогою.
И работы наметывает на нас все против нашей силы, [...] возить дубовые бревна по последнему пути и в грязь [...] В пору, государь, по зимнему пути про тот лес не сказывал и от той неготы у нас многие лошади померли, а другие от насады захворали. И мы... возили те бревна наимаючи ставили по двадцати алтын...
А на те срубы заставил нас копать яму тридцати пяти сажень кругом, а в глубину велел копать двадцати пяти сажень и тем песком, что ямы копаем, и устилать воеводский двор и город по его Романову велению для грязи. А который песок в кучах он Роман велит возить в Белый Острожек, а до Белова, государь, десять верст. А заставил нас работать в нужную пору в яровой сев [...].
Да он же Роман Боборыкин заставил нас бедных воеводский двор вновь строить, старые хоромы подрубать вновь, и, подрубя те старые хоромы, поставили на иных местах, и конюшни поставили с сушилами с высокия. А старые конюшни покинул, а все в нынешнею деловую пору изгоняючи нас бедных холопей твоих.[...]
Да нас же государь, холопей твоих заставил он Роман Боборыкин козы свои дикие, и лебеди, и гуси, и собаки, и людей своих стеречь, что б не сбежали. [...]
И люди его нас... побивают и увечат по его Романову велению, и нас бедных в одиночестве и в волоките, и своя скотинишка померла с голоду.
Да он же, Роман Боборыкин, заказал сквозь город ездить всякого чину людям, что б песку не толочили.
Да он же, Роман Боборыкин, у нас стрельца у Устина сведал деньги, что он довает бедным людям в заем, в кабалы и тот Роман тово стрельца Устина в тюрьме морит и кнутом бил насмерть, и бив, отдал стрелецкому и казачьему голове Максиму Останину на Головин двор и показал пытать денег. И по его Романову веленью голова Максим Останин тово Устина замучил разными пытями из денег до смерти. И тот Максим ведома плут, при стольнике и воеводе при князе Иване распускал лавку, подрезал таможенные деньги и лавочные товары у него Максима выемкою вынели.
Да он же Роман Боборыкин отнял у нас воду колодезя, что учинили твои государевы воеводы Иван Биркин и Михаиле Спешнев, для того, что в Лесном Воронеже вода текла.
Комиссия из Москвы под руководством князя Лобанова-Ростовского расследовала эти обвинения. Часть жалоб подтвердилось. Р.Ф. Боборыкину пришлось уплатить вдове погибшего стрельца и его детям 50 руб. деньгами, но самих жалобщиков заковали в кандалы и посадили в тюрьму. В мае 1648 г. другая группа жалобщиков из Козлова поехала в Москву. В неё входили казак Сафон Кобузев и стрельцы Осип Дружинин и Григорий Самандаков. В Москве они стали свидетелями, а возможно и участниками событий в, известных как «Соляной бунт».
11 июня 1648 г. челобитчики вернулись в Козлов и рассказали землякам о московском восстании. В городе вспыхнуло восстание против ненавистного воеводы и его приспешников. Р.Ф. Боборыкин, предупрежденный единомышленниками, вместе с группой детей боярских бежал из города. Восставшие горожане разгромили лавки ненавистных торговцев, избили «лутчих людей». Движение перекинулось в уезд, охватив Челнавский городок и село Дубовое. В Челнавском городке были избиты стрелецкий голова и пятидесятники, убит ростовщик. В начале июля 1648 г. восстание было подавлено московскими стрельцами. Часть восставших казнили, других бросили в тюрьму. Некоторые бунтовщики бежали от преследований на Дон.
В 1670-1671 гг. территорию Тамбовского края затронуло народное восстание под предводительством С.Т. Разина. Начавшись на Нижнем Дону, оно вскоре охватило Поволжье и соседние районы. Осенью 1670 г. отряды разинцев появились и в Тамбовском крае. Главные события восстания на Тамбовщине были связаны с именами двух соратников восставшего атамана – Тимофея Мещерякова и Никифора Чертка.
Карта из атласа
Местный служилый человек, казачий атаман Тимофей Мещеряков в октябре 1670 г. был направлен с отрядом полковых казаков подавлять волнения крестьян и служилых людей в район Шацка. Вместо этого в селе Алгасово Тимофей Мещеряков вместе со своими товарищами заявили о поддержке восставших. Тамбовский воевода Яков Хитрово с правительственными войсками выступил к занятому восставшими селу. Под Алгасовом разгорелся кровопролитный бой. Схватка оказалась долгой и жестокой, каратели применили даже артиллерию. Только после того, как царский воевода «село Алгасово велел... зажечь», восставшие сдались.
Воевода Я.Т.Хитрово поступил с восставшими мягко – велел привести их к «крестному целованию» (присяге), чтобы впредь они «...ни на какую воровскую прелесть не прельщались». После этого мятежники были отпущены в Тамбов. Однако Т. Мещеряков вновь собрал отряд и двинулся на Тамбов. 29 октября около пяти тысяч восставших осадили город и 4 дня держали его в осаде. Они захватили 3 пушки, сожгли укрепления острога, но овладеть центральной частью крепости не смогли. Известие о приближении правительственных войск заставило восставших временно снять осаду.
Тем временем в пределах Тамбовщины появился другой крупный отряд разинцев, пришедший с Дона и Хопра. Им командовал родной дядя С. Разина Никифор Черток, родом из воронежских служилых людей, бежавший затем на Дон. Осенью 1670 г. он с четырьмястами казаками вышел к Кузьминой Гати. За счет местных жителей его отряд быстро вырос до 3 – 4 тыс. человек.
С 11 по 16 ноября 1670 г. объединенные силы Т.Мещерякова и Н.Чертка вторично осаждали Тамбов. Был предпринят штурм города, но захватить его восставшим не удалось.
Узнав, что против разинцев идет с отрядом козловский воевода С. Хрущев, Никифор Черток выступил ему навстречу. В ожесточенном сражении с царскими ратными людьми из Козлова под Лысыми Горами 17 ноября разинцы взяли верх, причем сумели захватить две пушки.
Вскоре к Тамбову подошли крупные правительственные силы под командованием воеводы И. Бутурлина. Восставшие потерпели поражение, Тимофей Мещеряков и его сподвижник есаул Андрей Серебряченко попали в плен и были казнены. Остатки разинцев отошли к селам Бокино и Кузьмина Гать, где образовали временный лагерь.
4 декабря 1670 г. царский воевода А. Еропкин с отрядом дворян и московских стрельцов (более 1 тыс. чел.) внезапно напал на Бокино. Вытеснив оттуда разинцев, он поджег село. Однако на выручку товарищам из Кузьминой Гати подоспел Н. Черток. Посадив часть своих людей на сани, он неожиданно появился перед карателями и нанес им сильный удар. Правительственные войска побежали; многие были убиты или попали в плен, а сам воевода был ранен. Остатки царских войск укрылись за стенами тамбовской крепости. Отряды восставших тем временем двинулись на север от Тамбова, овладев селами Татаново, Куксово, Черняное. Лишь с наступлением сильных морозов они вернулись на свою базу в район Бокино и Кузьминой Гати.
Успех восставших оказался совершенно неожиданным для правительства – ведь основные силы Разина на Волге только что потерпели серьезное поражение, а сам предводитель восставших был ранен. Встревоженное успехами Н. Чертка правительство спешно двинуло сюда войска. 14 января крупные силы правительственных войск под командованием воевод Б. Мышецкого и И. Бутурлина вновь подошли к Бокино. Приступ снова был отбит, причем с тяжелыми потерями для нападавших.
Под впечатлением неудач правительство направило в Тамбовский уезд новые значительные силы. Троицкий Цнинский монастырь, служивший одним из опорных пунктов восставших, и ряд примкнувших к ним сел, были разорены карателями. В начале февраля под Кузьминой Гатью разгорелось новое сражение. На этот раз хорошо обученные войска полностью разгромили восставших, захватив 150 пленных, 15 знамен, все пушки. Сам Н. Черток с верными сподвижниками сумел уйти от карателей и укрыться на Дону. Как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно. Оплоты восставших - села Кузьмина Гать и Бокино - подверглись полному разорению, их «выжгли без остатку». Были разорены и некоторые другие села.
После таких жестоких действий и гибели С. Разина восстание в Тамбовском уезде пошло на убыль. Однако отдельные его отголоски проявлялись еще несколько месяцев. Каких-либо улучшений в положении местного населения эти действия, однако, не повлекли.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите наиболее значительные монастыри, появившиеся в Тамбовском крае в XVI-XVII вв. Как их возникновение способствовало колонизации края?
2. Как вы думаете, почему принятие мордвой христианства было длительным процессом?
3. Подумай, какими качествами должен был обладать христианский миссионер?
4. В чем состояла необходимость открытия епископской кафедры в Тамбове? Как учреждение епархии могло отразиться на духовной жизни нашего края?
5. Как вы полагаете, почему епископ Тамбовский Питирим удостоился почитания Православной церкви?
6. Творческое задание: используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Епископ Питирим Тамбовский», «История Спасо-Преображенского собора», «История Иоанно-Предтеченского Трегуляева монастыря», «история Тамбовского Вознесенского женского монастыря», «История Тамбовской иконы Богоматери».
7 Каковы причины Козловского восстания 1648 г? Как вы считаете, было ли оно закономерным или случайным, вызванным исключительно личными злоупотреблениями и просчетами воеводы Р.Ф. Боборыкина? Чего добивались его участники?
8. Проследите по карте ход событий, связанных с движением под предводительством С.Разина в Тамбовском крае.
9. Движение под предводительством С.Разина раньше нередко характеризовалось как крестьянская война. Соответствует ли то, что вы узнали о действиях разинцев на Тамбовщине такой оценке?
10. Заполните таблицу «Народное движение под предводительством С.Разина на территории Тамбовского края»:
Дата |
Событие |
Результат |
|
|
|
НАЗАД
Учебные темы
- Тема 1.
Исследователи истории - Тема 2.
Древнейшее население - Тема 3.
Бронзовый и ранний железный век - Тема 4.
Цнинская мордва - Тема 5.
Тамбовский край в XIII-XVI вв - Тема 6.
Переход государства к колонизации - Тема 7.
Тамбовский край в XVII веке - Тема 8.
Жизнь края в XVII веке - Тема 9.
Религия и народные движения в XVII в. - Тема 10.
Тамбовский край в I половине XVIII в. - Тема 11.
Тамбовский край во II половине XVIII в. - Тема 12.
Деятельность
Г.Р. Державина - Тема 13.
Религиозная жизнь в XVIII в. - Тема 14.
Народный быт XVII-XVIII веков - Тема 15.
Социально-экономическое развитие Тамбовщины - Тема 16.
Власть и общество в первой половине XIX в. - Тема 17.
Культура края в I половине XIX в
- Тема 1.