Тема 2

Алгоритм действий при разработке рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла

 

Лекция
План:

2.1 Анализ федерального компонента среднего (полного) общего образования;

2.2 Анализ ФГОС по специальности;

2.3 Анализ УП;

2.4 Анализ примерных программ

 

2.1 Анализ федерального компонента среднего (полного) общего образования

Работа преподавателя по разработке программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начинается с анализа федерального компонента среднего (полного) общего образования, примерной программы по дисциплине и учебного плана (УП) по специальности.

Примечание: Рабочие программы по дисциплинам общеобразовательного цикла ОПОП, требования к которым содержатся во ФГОС СПО третьего поколения, разрабатываются на основе методических рекомендаций по разработке рабочих программ по циклам ОГСЭ, ЕН, ОП и соответствующего шаблона. Например, в ФГОС специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам) содержит требования федерального компонента среднего (полного) общего образования, на основе которых разрабатываются рабочие программы общеобразовательных дисциплин (ОД) по данной специальности.

В ходе работы с федеральным компонентом среднего (полного) общего образования необходимо внимательно изучить все дидактические единицы дисциплины («уметь», «знать») и/или содержание примерной программы. Затем необходимо изучить дидактические единицы обязательной части циклов ОПОП (ОГСЭ, ЕН, ОП) ФГОС третьего поколения для того, чтобы правильно разработать содержание дисциплины, исключив дублирование материала.

 

Анализ ФГОС по специальности


При анализе ФГОС по специальности необходимо изучить общие компетенции (ОК)!, указанные в разделе 5 «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы», для того, чтобы содержание разрабатываемой дисциплины и виды учебной деятельности были ориентированы на формирование ОК.

Для справки: В числе образовательных результатов, определенных ФГОС, названы общие компетенции (ОК), которые понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».
ФГОС определяют ОК как конечные результаты освоения студентами ОПОП. Вместе с тем ОК определены как результаты освоения учебных дисциплин (см. графу «Коды формируемых компетенций»), причем таким образом, что одна и та же ОК может оказаться результатом освоения обучающимися каждой из десятка и более других УД и ПМ.

ОК базового и углубленного уровня подготовки могут отличаться.
Формирование общих компетенций необходимо начинать с общеобразовательного цикла, а это значит, что в начале разработки содержания рабочей программы необходимо продумать виды учебной деятельности как в рамках аудиторной, так и внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся. Вместе с тем в рамках общеобразовательной подготовки по факту её реализации должно проводиться их формирующее оценивание (бальное или бинарное (зачтено/ не зачтено)).
В данном случае формирующее оценивание выступает как промежуточный вид оценки сформированности ОК у обучающихся.
Обращаем Ваше внимание на формирующее оценивание ОК в самом начале процесса разработки рабочей программы по той причине, что на начальной стадии разработки надо четко понимать, что и как будет проверяться, только тогда есть некоторые гарантии разработки адекватного содержания рабочей программы.

 

Анализ УП

Работа с учебном планом специальности предоставит информацию об объемах времени (в часах), виде(ах) промежуточной аттестации по дисциплине, позволит сравнить данные категории в специальностях, относящихся к одному профилю.

 

Анализ примерных программ

Анализ примерных программ учебных общеобразовательных дисциплин (ОД), одобренных и рекомендованных для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008. Примерные программы отражают ведущие мировоззренческие идеи развития общества, определяя основные направления реализации содержания образования и требования к организации образовательного процесса, к базовым знаниям, умениям и навыкам с учетом специфики конкретного учебного предмета. Рассчитаны такие программы на количество часов, отводимое на изучение каждой образовательной области в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004 [7].

 

Вопросы для самоконтроля:

     

    1. Назовите и охарактеризуйте этапы разработки рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла?

    2. Из какого документа мы можем получить информацию об объемах времени (в часах), виде(ах) промежуточной аттестации по дисциплине?

     

Практическое занятие

     

    Задание 2.1. Разработайте  проект учебного плана  ОПОП НПО/СПО (на примере конкретных профессий/специальностей НПО/СПО разного  профиля): титульная часть, пояснительная записка, план учебного процесса («Общеобразовательный цикл»), перечень кабинетов лабораторий, мастерских, используя рекомендации по формированию учебного плана образовательного учреждения начального/ среднего профессионального образования по профессии начального/специальности среднего профессионального образования  (приложение 3)