Тема 1

Основные принципы и требования к разработке рабочих программ учебных общеобразовательных дисциплин

 

Лекция
План:

1.1 Основные принципы разработки рабочих программ учебных общеобразовательных дисциплин;

1.2 Требования к разработке рабочих программ учебных общеобразовательных дисциплин.

 

1.1 Основные принципы разработки рабочих программ учебных общеобразовательных дисциплин

Общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) начального и среднего профессионального образования (СПО) формируется с учетом профиля получаемого начального и среднего профессионального образования, а также специфики специальности, которой овладевают обучающиеся.
Цели и задачи ОПОП, требования федерального государственного стандарта (ФГОС) НПО/СПО по той или иной профессии/специальности реализуются посредством программ учебных дисциплин по циклам (ОД, ОГСЭ, ЕН, ОП).
Общеобразовательный цикл, объединяющий общеобразовательные дисциплины (ОД), формируется с учетом следующих документов:

  • федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и среднего профессионального образования, которые распространяются на профессии/специальности с получением среднего (полного) общего образования;
  • «Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180), (далее Рекомендации, 2007), определяющие профили получаемого профессионального образования, базовые и профильные общеобразовательные дисциплины и их объемные параметры, а также рекомендуемое распределение профессий/специальностей начального и среднего профессионального образования по профилям получаемого профессионального образования (приложение 1)[6];
  • приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»[7].
  • примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин (ОД), одобренные и рекомендованные для использования на практике в учреждениях НПО/СПО Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 (приложение 2) [3].

Примерные программы по общеобразовательным дисциплинам для профессий/специальностей НПО/СПО (русский язык, литература, английский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, обществознание, история, право, экономика, информатика и ИКТ, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), мировая художественная культура (МХК)) предусматривают изучение как базовых, так и профильных учебных дисциплин.
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти.
Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»)[1].
Рабочая программа и примерная программа имеют отличия. Так, примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к её построению, а также учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, отражает специфику обучения в образовательном учреждении по конкретной профессии/специальности.
Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе примерной для конкретного образовательного учреждения и профессии/специальности. В рабочей программе допускаются изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения.
Рабочая программа включает информацию о методическом и техническом обеспечении учебного процесса, учитывает формы организации самостоятельной работы студентов, формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающегося и т.п.
При отсутствии рабочей программы по дисциплине не допускается проведение учебных занятий.
Рабочие программы разрабатываются на срок действия рабочего учебного плана, как правило, на основе примерной программы дисциплины [12].

 

1.2 Требования к разработке рабочих программ учебных общеобразовательных дисциплин


К рабочей программе общеобразовательной дисциплины предъявляются следующие требования:
-содержание включенного в рабочую программу материала должно соответствовать целям и задачам основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) специальности (профиля);
-количество часов (аудиторные занятия и самостоятельная работа студента), формы промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный зачет, экзамен) должны соответствовать рабочему учебному плану;
-в рабочей программе должны быть отражены последние достижения науки и техники, в связи, с чем допускается включение изменений в рабочую программу дисциплины (прим. внесение изменений производится на основе протокола заседания ПЦМК и отражается в пояснительной записке к рабочей программе);
-рабочая программа должна обеспечивать необходимую связь между дисциплинами специальности (профиля) и исключать дублирование разделов, тем и вопросов;
-рабочая программа должна иметь профильную направленность;
-рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, на основании которых она разработана.
Рабочая программа входит в состав комплексно-методического обеспечения дисциплины (КМО), который включает также другие учебно-методические материалы – планы уроков, конспекты лекций, инструкции к проведению лабораторных и/или практических занятий, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, темы заданий по самостоятельной работе обучающихся и примеры их выполнения, различный дидактический материал и др. [12].
Рабочая программа каждой дисциплины направлена на выполнение единой целевой установки – подготовки выпускника – и представляет собой базовый учебно-методический документ.
Рабочая программа учебной дисциплины - основной документ, в соответствии с которым осуществляется преподавание учебной дисциплины в ОУ.
Рабочая программа должна соответствовать существующей материально-технической базе и имеющейся в колледже учебной и учебно-методической литературе.

Рабочие программы разрабатываются по каждой учебной дисциплине учебного плана специальности (направления).

Вопросы для самоконтроля:

     

    1. На основании, каких нормативно-правовых документов разрабатывается рабочей программы учебной дисциплины общеобразовательного цикла?

    2. В чем отличие рабочей программы и примерной программы?

    3. Какие требования предъявляются к рабочим программам учебных дисциплин общеобразовательного цикла?