Консультант: Беренгольц Н.В., методист Центра дистанционного образования ТОИПКРО.
Ключевые слова: функциональная грамотность, направления функциональной грамотности, глобальная компетентность, использование национального инструментария по формированию функциональной грамотности в школьной практике.
Краткая аннотация контента консультации:
Функциональная грамотность представляется сегодня важным образовательным результатом целенаправленно организованного процесса познавательной деятельности школьников. Конструктивные подходы к использованию потенциала образовательного пространства школы и объединения педагогических усилий для формирования функциональной грамотности — это серьезный вопрос, заслуживающий пристального внимания и проработки.
Научное обоснование и проведение работ по оценке качества общего образования на основе методологии и инструментария международных исследований качества подготовки обучающихся» в Центре оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО» были разработаны и прошли апробацию материалы для формирования и оценки всех видов функциональной грамотности, включая «креативное мышление». В исследовании были использованы аналитические методы, анализ подходов к разработке измерительных материалов, и требований нормативных документов российского образования; анализ результатов диагностических работ, оценок экспертного сообщества. Ведущим ориентиром в разработке национального инструментария были нормативные требования к образовательному процессу и его результатам, содержащиеся в Федеральном законе «Об образовании».
В частности, в систему целей основного общего образования Федеральный закон «Об образовании» включает становление личности обучающегося в процессе формирования нравственных убеждений, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладения основами наук, навыками умственного труда, развития склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению. Подходы, лежащие в основе разработки инструментария, отражают каждую из перечисленных позиций Федерального закона. Разрабатываемый инструментарий в первую очередь был направлен на формирование глобальной компетентности. Материалы, предназначенные в первую очередь для использования на уроке, создавались и с учетом возможности обращения к ним во внеурочной деятельности предметного и метапредметного характера (например, работа над исследовательским проектом), а также при реализации различных социальных практик.
Акмеологическое 2024 (Беренгольц)