ИНТЕРАКТИВНЫЕ КАРТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Консультант: Попова Л.Н., заместитель начальника Центра дистанционного образования ТОИПКРО.

Ключевые слова: активное обучение, интерактивные карты, деятельностно-ориентированный подход, универсальные учебные действия, наглядное представление информации, интернет-сервисы по созданию интерактивных карт.

 Краткая аннотация контента консультации:

 Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют, как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Использование интерактивных карт в образовательном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. При условии систематического использования интерактивных цифровых ресурсов в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

Использование интерактивных карт на уроках предоставляет широкие возможности формирования универсальных учебных действий, позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач — наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

Запрос на консультирование:

Каковы возможности интерактивных карт при организации практической деятельности обучающихся в образовательном процессе? Каковы специфика и перспективы использования интерактивных карт в образовательной деятельности? Как самостоятельно создать интерактивную карту в программе PowerPoint для образовательных потребностей обучающихся? Какие интернет-сервисы позволяют создавать собственные интерактивные карты?

Консультационный текст:

1. Каковы возможности интерактивных карт для организации практической деятельности обучающихся в образовательном процессе?

В современном информационном обществе информация все чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Происходит интеграция географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Географическая карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком – изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса. Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности. Сегодня в Интернете можно увидеть картины облачности, торнадо, цунами, смену времен года в лесистой местности и т.д. Интернетом пользуются все учащиеся, и поэтому им уже неинтересно работать с бумажными картами.

Интерактивная карта это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему.

Важно отметить, что для интерактивных карт расширяется понятие информативности. Помимо информации, воспринимаемой пользователем при чтении карты, интерактивные карты обладают скрытой информацией, которую можно получить, выполнив на карте определенные действия (например, при наведении курсора на объект).

В отличие от традиционных бумажных карт электронному представлению доступна интерактивность и многослойность.

Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше печатных. При работе с электронной картой можно:

• приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
• снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
• делать рисунки;
• наносить надписи при помощи клавиатуры;
• ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
• на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал.

Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности в образовательном процессе и повышает эффективность учебного процесса. В образовательной деятельности карта выполняет разнообразные образовательные функции.

1. Карта служит главным средством наглядности в географии. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.

2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. Она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях.

3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Возможности карты увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту.

4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.

Использование интерактивных карт на уроках позволяет учителю:

• применять разные пространственные модели – цифровые карты, цифровые снимки;
• оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
• накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
• подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;
Ученику подобная работа поможет научиться:
• читать географические карты в цифровом виде;
• искать географические объекты на цифровой карте;
• проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
• заполнять цифровые контурные карты
• создавать собственную цифровую географическую карту
• описывать взаимосвязи между географическими объектами и явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания.

При таких формах организации работы удается максимально реализовать возможности интерактивных средств обучения в общеобразовательной школе.

Интерактивные карты позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно: приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной; делать рисунки; наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры. Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал. Электронная карта состоит из слоев. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки и озера, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанские течения. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять. Существует три основных вида работы с электронной картой: 1) работа со слоями карты; 2) работа с дополнительным материалом; 3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей). Наиболее интересная работа с электронными картами является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

2. Каковы специфика и перспективы использования интерактивных карт в образовательной деятельности?

Владение картографическими знаниями и умениями является не только формальным требованием образовательных стандартов к результатам образования выпускника школы, но и одним из условий успешной социализации личности в современном мире.

Работа с интерактивными картами концентрирует внимание учащихся на основных моментах учебного материала. Интерактивные карты раскрывают огромные возможности их использования в образовательной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания; позволяют проводить проверку знаний в интерактивном режиме, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.

Интерактивные карты — новый тип средств обучения. С одной стороны, они обладают свойствами географической карты, то есть являются уменьшенными в масштабе изображениями земной поверхности с использованием условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам – возможность изменения содержания. Интерактивные карты живут намного больше печатных и имеют возможность постоянно обновляться. Преимуществом интерактивных карт также является возможность составления разнообразных учебных заданий, что повышает уровень восприятия картографического номенклатурного материала. Цифровые карты являются своеобразным «слоеным пирогом», т. к. географическая информация представлена на них как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных конкретной теме. Демонстрационные возможности интерактивных карт существенно выше обычных.

При работе с электронной картой можно:

• приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения;
• снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более наглядной;
• делать рисунки;
• наносить надписи при помощи клавиатуры;
• ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
• на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал.

Использование интерактивных карт на уроках предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах.

Использование интерактивных карт на уроках географии существенно расширяет сферу учебной деятельности обучающихся и учителя, стимулирует познавательный интерес, готовность к продуктивным самостоятельным и ответственным действиям, формирует картографическую компетентность.

Интерактивная карта, интегрируя различные виды информационных ресурсов (текстовые, изографические, видеоресурсы и др.), может входить в единую информационно-обучающую систему вместе с учебными и методическими пособиями, хрестоматией, а также использоваться для проверки (тестирования) знаний учащихся.

Интерактивные исторические карты несут в себе высокий информационный и дидактический потенциал, способны воплощать результаты исследовательской работы, могут быть успешно интегрированы в образовательный процесс, а также размещены на электронной образовательной платформе.

Преимущество использования таких карт в том, что обучающиеся на первом этапе изучения истории становятся не только самостоятельными, но и активными участниками образовательной деятельности. Развивается логическое мышление, приобретаются навыки анализа и сопоставления исторических фактов.

3. Как самостоятельно создать интерактивную карту в программе PowerPoint для образовательных потребностей обучающихся?

Применение интерактивных карт на учебных занятиях позволяет оперативно решать различные учебные задачи, быстро «перемещаться» в пространстве и во времени.

 Имеются возможности воспользоваться готовыми интерактивными картами в оn-line в сети Интернет, так как имеется ряд электронных учебных пособий с подобными картами. Но часто возникает необходимость в собственных разработках подобного плана. Можно подготовить свои интерактивные карты, исходя из тех учебных задач, которые поставлены.

 Шаг первый. Вставляем основную карту. В приведенном ниже примере-карта России.

karta

Внимание! Для интерактивной карты целесообразнее настраивать не объект, а целый слайд. Поэтому целесообразно выполнить следующий шаг по смене слайдов.

 Шаг второй. В главном меню выполняем следующий алгоритм: Анимация – Смена слайдов. В смене слайдов находим режим «прямоугольник наружу». С ним эффект смены карт наиболее рационален. В «Смене слайдов» убираем также галочки с режимов «по щелчку» и «автоматически». Это касается всех слайдов нашей разработки.

 Шаг третий. Теперь необходимо создать гиперссылки. Ими будут выделенные объекты – тот или иной регион, даже населённый пункт. В прикрепленном файле, в нашем конкретном случае выделим Краснодарский край и Карелию. Выделяем их замкнутой полилинией.
Алгоритм выполнения следующий: Вставка – Фигуры – Полилиния (можно и Рисованная кривая).

poliliniia

Если не получается получить залитую фигуру, наложите сверху на планируемую область автофигуру, наиболее продходящую по очертаниям, и делаем ее прозрачной. Получаем объекты, которые в дальнейшем станут гиперссылками.

 Обратите внимание! Необходима сплошная заливка, чтобы гиперссылка появлялась не только по контуру, но и по всему объекту. Поэтому обязательно замкните линию, чтобы получить целый объект.

 Когда на экране появится выделенная область, независимо от полученного цвета заливки настраиваем формат полученного рисунка на 100%-ную прозрачность. Таким образом, объект гиперссылки невидим, внешне карта ничем не отличается от обычной. Но между тем, все выделенные нами регионы являются гиперссылками.

 Шаг четвёртый. На отдельных слайдах размещаем необходимые нам карты регионов. Напомню, что смена всех слайдов в режиме «прямоугольник наружу».

karta1

Шаг пятый. Каждый из выделенных объектов делаем гиперссылками на соответствующие карты. Рекомендуемое действие гиперссылки «по наведению указателя мыши». В таком режиме наиболее эффективна работа интерактивной карты.

 В картах регионов мы тоже выделяем те объекты, которые должны стать гиперссылками. Если это район, то также выделяем его полилинией. Населенные пункты целесообразно выделять прямоугольником, наложив его на название. Далее снова установить прозрачный свет фигуры и ее линий.

 При необходимости можно продолжить углубление содержания, то есть от карты региона перейти к карте города (населённого пункта). Отсюда – к отдельным объектам. Например, показать вид школы из космоса. Или перейти по гиперссылке к фото отдельных объектов.

 Шаг шестой. Не забываем на всех картах разместить «кнопки возврата» и на главную карту, и на карту, например, региона. То есть на остальных картах может быть несколько кнопок возврата: например, одна кнопка — с населенного пункта на карту региона, другая – на карту России.

 Итак, карта готова. Хотелось бы подчеркнуть, что для всех других слайдов необходимо также выбирать качественные карты или изображения. То есть вряд ли будет уместно, например, из большой карты России вырезать отдельный регион, увеличить его и разместить на отдельном слайде. Как правило, мы получим мало узнаваемый, размытый объект.

 Необходимо найти отдельные карты, схемы, качественные фотографии. Только тогда этот прием будет эффективен. И еще, при демонстрации интерактивной карты не забудьте заглянуть в раздел, посвященный настройке презентации PowerPoint для работы на интерактивной доске.

 Интерактивные карты могут быть использованы и в дидактических играх-путешествиях по виртуальным, вымышленным странам. В таком случае необходимо красочно прорисовать необходимые зоны, объекты.

4. Какие интернет-сервисы позволяют создавать собственные интерактивные карты?

Карты — отличный способ рассказать, как событие разворачивалось на местности. Если у вашей истории есть маршрут или ключевые точки в разных местах, или же есть характеристика для определённой области, покажите всё это на карте. Преимущество карт в том, что они наглядны, а с помощью интерактивных сервисов ещё и многофункциональны. С помощью карт можно:

 • построить маршрут;
• измерить расстояние;
• оценить масштаб;
• увидеть любую улицу глазами прохожего;
• узнать информацию о реальном объекте;
• определить местоположение (как своё, так и других);
• определить и сравнить характеристики регионов.

 Интерактивные карты, создаваемые при помощи предложенных сервисов, выглядят более наглядными. Статистическая информация, которая грамотно привязана к конкретному региону на карте, воспринимается гораздо лучше по сравнению с «сухими» цифрами. Это позволяет педагогам создавать информативные, запоминающиеся и призывающие к действию карты-презентации.

1. GeoDart Game – сервис для создания игр с использованием картографических сервисов. Для игры можно использовать объекты, выделенные области, трассы. Сервис предоставляет различный онлайн инструментарий, поддерживает кириллицу. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Хотя в образовательных целях возможно создание дидактических игр и без регистрации. Созданной игрой можно поделиться, получить код для встраивания на странички сайтов и блогов. Идеи по использованию сервиса в образовании: для создания различных дидактических материалов для уроков; для использования в играх, конкурсах; для наполнения портфолио.

 2. Google карты — картографический сервис от компании Google. Карты городов России, Европы и всего мира, фотографии со спутников. Можно организовать поиск объектов по названию и адресу. Возможна прокладка маршрута с описанием и временем в пути. Для начала работы необходимо иметь аккаунт от Google. Карты можно создать для себя и для школьников. Карты можно редактировать в группе. На карте можно размещать фотографии, видеоролики.

3. Quickmaps – сервис, позволяющий быстрое редактирование карт. Географический сервис Quickmaps имеет большое количество маркеров для оформления карты, имеется возможность проводить как прямые, так и кривые линии. Созданную карту с комментариями можно встроить на страничку сайта, послать ссылку по почте. Идеи по использованию сервиса в образовании: возможно применение для отработки маршрутов, создания отчетов, проведения краеведческих мероприятий.

 4. MapMaker (Картограф) – это учебный ресурс предназначен для того, чтобы быстро и легко создавать карты для собственных целей. MapMaker Созданные карты могут быть распечатаны. Это позволит раздать их обучающимся. Карты могут быть также сохранены на пользовательском компьютере и повторно загружены для демонстрации соответствующих объектов на интерактивной доске. Идеи по использованию сервиса в образовании: для создания и работы с картами, для работы с картами в проекте.

 5. MapSkip — с помощью этого сервиса можно создавать «цифровые рассказы» о местах, которые имеют какое-то значение в жизни (путешествия, исторические и культурные события и др.). Пользователям предлагается создать бесплатную учетную запись и разметить ваши места в Google Maps со своими историями и фотографиями и музыкой. Истории можно обсуждать и оценивать. Сервис поддерживает кириллицу. Идеи по использованию сервиса в образовании: для использования в проектной деятельности и создания маршрутов путешествий.

 6. PinPoint — геосервис для создания и хранения меток на карте. В точном виде можно отметить на карте любые интересные и важные на ваш взгляд места и события, добавить описание и изображение к каждой отмеченной точке, объединить пины в тематические сеты. При этом к каждому такой объекту, отмеченный пин, привязывается индивидуальное имя и страница с информацией. Вся информация — это единая общая база точек. Любой из пользователей имеет свободный доступ ко всей информации, размещенной на карте мира. Также, доступна функция «Исследуйте». Это — единовременный обзор всех номеров на карте пинов: не только на уровне местности, но и на уровне всего земного шара. Более того, при клике на любой пин, можно получить обзор по всем точкам, отмеченных рядом. В сервисе реализован поиск по тегам, которые присваиваются каждому пину, Тэги в Pinpoint — это практически аналог хештегов в Twitter: вместо динамичной ленты из твитов здесь лента из точек на карте. Всю информацию, размещенную на сервисе, можно комментировать, редактировать, пересылать друзьям, интегрировать в соцсети. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Сервис поддерживает кириллицу. Идеи по использованию сервиса в образовании: возможно применение для отработки маршрутов, создания отчетов, проведения краеведческих мероприятий.

 7. StepMap – сервис, который позволяет создавать личные, интерактивные и индивидуальные карты с пользовательскими данными и содержащими интерактивный контент. Пользователь может добавлять дополнительный контент в любое место на выбранную карту, такие как изображения, видео, описания, аудио файлы и многое другое. Пользователь может изменить дизайн, уровень детализации и содержание. Наконец, StepMap предлагает возможность встроить карту на веб-сайте или распечатать ее. Для начала работы с сервисом необходимо зарегистрироваться. Сразу после регистрации пользователю предлагается создать новую карту. Сервис поддерживает кириллицу. Идеи по использованию сервиса в образовании: для создания и работы с картами, для использования карт в проекте.

 8. StoryMapJS — удобный инструмент для создания интерактивной карты и рассказывания историй. Можно отметить до 20 мест и рассказать историю этих мест на отдельном слайде с картинками и видео. Возможно использование как уже готовой карты, так и загрузить свою карту. Сервис поддерживает кириллицу. В текстовое сопровождение можно встраивать гиперссылки и редактировать HTML. Готовую работу можно сохранить, редактировать, получить ссылку и код для встраивания цифровой истории на страничке сайтов или блогов. Идеи по использованию сервиса в образовании:

 для организации проектов и создания виртуальных экскурсий.

 9. Taggstar сервис для создания интерактивных изображений на сайте (текст, инфо, привязка к карте, фото и видео). Идеи по использованию сервиса в образовании: организация групповой карты, карты изображения; для использования в проектной, исследовательской деятельности; для создания интерактивных карт, рисунков, фото в урочной и внеурочной деятельности.

 10. TripLine удобный инструмент для создания интерактивных карт-презентаций иллюстрирующих путешествие. Интеграция с множеством сервисов. Идеи по использованию сервиса в образовании: возможно применение для отработки маршрутов, создания отчетов, проведения краеведческих мероприятий; для отработки исторических походов и завоеваний.

 11. Wikimapia — картографический онлайн сервис это редактируемая многопользовательская интерактивная карта. Её цель — создание и наполнение полезным содержимым бесплатной, полной, многоязычной и постоянно обновляемой программы всего мира. Идея Wikimapia заключается в том, чтобы люди постоянно получали информацию о каждом объекте на Земле. Возможна коллективная правка материалов, загрузка фото и информации на карту. Созданную карту можно вмонтировать на страничку сайтов и блогов. Идеи по использованию сервиса в образовании: для отработки маршрутов, создания отчетов, проведения краеведческих мероприятий.

 12. ZeeMaps — удобный инструмент для создания интерактивных карт, предлагающий инструменты для добавления больших объёмов информации и анализа информации на карте.

13. «MyHistro» – это интернет-сервис для сторителлинга (карта-рассказ) с особой привязкой к географическим картам. Алгоритм создания базируется на принципе: создается история (карта) на которой определяются события (объекты) которые имеют еще ранг демонстрации. Сервис позволяет построить временные ленты, отображающиеся на основе картографического сервиса «Google Maps». Обучающиеся смогут самостоятельно создавать понятные и эффектные визуальные рассказы, иллюстрирующие как отдельные события, так и целые эпохи или долговременные процессы. Сервис обладает удобным инструментарием для совместного использования, он прост в управлении, и подходит для описания туристических маршрутов, экскурсионных мест, исторических событий. Очень полезным качеством сервиса является то, что созданные материалы можно просматривать не только в галерее «MyHistro», но и экспортировать в удобном вам формате. Обучающиеся могут сохранить данные в виде таблицы «CSV», которая будет содержат только текстовые данные о местоположении, времени и описании событий; в формате «KML», что позволит ему загрузить презентацию для просмотра в «Google Maps» или другой картографический сервис; и в формате «PDF». Работой можно поделиться в социальных сетях, получить код для встраивания на странички сайтов.

Информационные источники

1. Аксёнова В.И. Использование интерактивных карт на уроках географии [Электронный ресурс] / В.И. Аксёнова // Социальная сеть работников образования. – URL: http://nsportal.ru.
2. Алексашкина Л. Н., Ворожейкина Н. И. Использование познавательного потенциала исторической карты при изучении школьниками истории // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2011. — № 9.
3. Векслер В.А. Построение интерактивных карт для HTML-документов на уроках информатики // NovaInfo. — №46-3, 2016.
4. Интерактивные карты: как создать [Электронный ресурс] // URL: http://ege59.ru/2015/08/27/interaktivnye-karty-kak-sozdat/
5. Истории, отображенные на карте [Электронный ресурс] // URL: http://www.myhistro.com/
6. Кабанкова И.Е. «Интерактивные карты в профессиональной деятельности историка» Электронный ресурс]. URL: https://www.scienceforum.ru/2013/168/2894
7. Как подготовить интерактивную контурную карту [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/kak-podgotovit-interaktivnuyu-konturnuyu-kartu/
8. Ковешникова О. Т., Ермакова Е. А. Методические пути формирования картографических умений на уроках истории России в VII классе // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 9.
9. Колесникова А. Конструктор интерактивных карт [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/konstruktor-interaktivnyx-kart/
10. Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями [Электронный ресурс] / Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bd5a4839–0983–4600–9891–4e7295cc2fea/
11. Крылова О.В., Крылов А.И., Корниенко П.А. Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии. – М.: Дрофа, 2007.
12. Макарова Л. Н. Применение технических средств на уроках географии // Вопросы Интернет образования. 2006. № 36.
13. Манкевич Д.В. «О специфике и перспективах использования интерактивных исторических карт в образовательном процессе». Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2013.
14. Создание интерактивного тура с помощью MapsAlive [Электронный ресурс] / MapsAlive // URL: https://sites.google.com/site/herzencomputerscience/laboratornye-raboty-1/virtualnyj-tur-istoria-razvitia-vycislitelnoj-tehniki/sozdanie-interaktivnogo-tura-s-pomosu-mapsalive
15. Темушев В. Н. Исторические карты. Проблемы их создания и применения на уроках истории. URL: http://www.hist-geo.net/index.php?p=26&more=1&c=1&tb=1&pb=1
16. Технология создания интерактивной карты в программе POWERPOINT [Электронный ресурс]. URL: http://didaktor.ru/texnologiya-sozdaniya-interaktivnoj-karty-v-programme-powerpoint/
17. Щуринова И. А. Использование электронных исторических карт при изучении школьниками истории: возможности и риски // Образование и воспитание. — 2016. — №3
18. Щуринова И. А. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 5.
19. GeoDart Game – [Электронный ресурс]. URL: http://www.umapper.com/
20. Google карты – [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.co.il/
maps/
21. Quickmaps – [Электронный ресурс]. URL: http://quikmaps.com/
22. MapMaker – [Электронный ресурс]. URL: [Электронный ресурс]. URL: http://www.teacherled.com/resources/mapmaker/mapmakerload.html
23. MapSkip – [Электронный ресурс]. URL: http://www.mapskip.com/
24. PinPoint – [Электронный ресурс]. URL: http://pin.pn/
25. StepMap – [Электронный ресурс]. URL: http://www.stepmap.com/
26. StoryMapJS – [Электронный ресурс]. URL: http://storymap.knightlab.
com/
27. Taggstar – [Электронный ресурс]. URL: http://www.taggstar.com/
28. TripLine – [Электронный ресурс]. URL: https://www.tripline.net/
29. Wikimapia – [Электронный ресурс]. URL: http://wikimapia.org/
30. ZeeMaps – [Электронный ресурс]. URL: https://www.zeemaps.com/
31. MyHistro – [Электронный ресурс]. URL: http://www.myhistro.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *