Консультант рубрики: Попова Лариса Николаевна, главный методист Центра дистанционного образования ТОИПКРО, сетевой педагог
Ключевые слова: активное обучение, инфографика, деятельностно-ориентированный подход, знаково-символическая деятельность, метапредметные результаты образовательной деятельности, наглядное представление информации, сервисы по созданию инфографики.
Краткая аннотация контента консультации:
Установленные ФГОС новые требования к планируемым результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества. Особое внимание уделено специфике и значимости знаково-символической деятельности в процессе визуализации данных в контексте введения новых образовательных стандартов, формам реализации семиотического подхода в процессе подготовки продукта инфографики.
Одной из актуальных проблем педагогики становится создание эффективных условий для изучения обучающимися большого объема учебного материала. Как правило, такой материал представлен в текстовой форме, что не способствует эффективному усвоению информации, поскольку она предоставляется недостаточно наглядно, обучающимся сложно анализировать и выделять важные аспекты в изучении новых тем.
Инфографика выделена как средство достижения метапредметных результатов, а следовательно, повышения эффективности усвоения нового учебного материала. Данный выбор обосновывается следующими обстоятельствами:
- инфографика способствует мотивации обучающихся к изучению большого количества информации;
- благоприятствует разнообразному и понятному обучению за счет сворачивания больших объемов информации и представления ее в более интересном и компактном для обучающихся виде;
- преподносит информацию красочно;
- инфографика легко воспринимается обучающимися;
- акцентирует внимание на важном;
- экономит время обучающегося, который изучает инфографику.
Использование инфографики, как показывает практика, дает возможность менять формы деятельности обучающихся, переключать внимание на узловые во-просы, темы образовательного процесса.
Запрос на консультирование:
Какие формы представления инфографики можно использовать в образовательном процессе? Каковы возможности инфографики при организации практической деятельности обучающихся в образовательном процессе? Как активизировать творческую познавательную деятельность обучающихся средствами инфографики при проектировании учебных занятий? Каким образом инфографика как инструмент визуализации может стать основой образовательного проекта? Каковы требования и основные этапы проектирования инфографики? Как самостоятельно создать инфографику для образовательных потребностей обучающихся?