Дети, которые обучаются на дому, гораздо меньше общаются, чем их сверстники посещающие школу. У «надомников» значительно сужен круг контактов, в основном это общение «педагог-ребенок», «члены семьи – ребенок».
Уменьшение контактов со сверстниками препятствует формированию коммуникативных компетенций, лишает ребенка необходимого для дальнейшей социализации опыта общения, сужает кругозор.
Форма общения с педагогом также претерпевает значительные изменения. Общаясь с классом, педагог предъявляет общие требования, дает команды для коллектива детей. Это приучает детей к дисциплине, формирует умение работать в команде, планировать самостоятельные действия, дает возможность сравнить успехи собственного обучения с результатами других обучающихся. При общении учителя непосредственно с ребенком в паре, педагог дает персональные указания, постоянно подстраивается под темп работы ребенка. В результате ребенок не приучается к коллективному взаимодействию, не может самостоятельно оценить результаты своего труда.
Применение в образовательном процессе дистанционных технологий значительно расширяет возможности общения со сверстниками, но не заменяет полностью непосредственных личных контактов.
Для предотвращения ряда проблем в развитии ребенка при организации надомного обучения необходимо обеспечить возможность участия «надомника» в жизни класса. Можно договориться с педагогами о посещении некоторых уроков. Не обязательно посещение должно быть регулярным, важно учитывать состояние здоровья ребенка. Также желательно чтоб ребенок участвовал во внеклассных мероприятиях, например, готовил декорации к школьному спектаклю, помогал написать сценарий к какому-либо празднику, непосредственно выступал на утреннике и т.д. Это дает чувство сопричастности, формирует ответственность, активную жизненную позицию.
Для полноценного формирования личности ребенка важно развивать имеющие у него способности, дать возможность заниматься в системе дополнительного образования. Можно организовать посещение кружка (секции) по интересам или выбрать интересующие ребенка занятия из перечня курсов, разработанных Центром дистанционного обучения.
Кроме того, целесообразно контролировать контакты ребенка в сети Интернет. В настоящее время в сети много мошенников, поэтому ребенок точно дожжен знать, какую информацию не следует давать заочным знакомым.
При организации прогулок ребенка не бойтесь дать ему возможность самостоятельно пообщаться со сверстниками. Не спешите вмешиваться в детские конфликты, если, конечно, они не переросли в драку. Особенно будьте осторожны с замечаниями другим детям (обычно родители детей с ОВЗ излишне защищают своего ребенка), иначе Ваших сына или дочку сверстники не примут. Лучше, если Вы дома поговорите с ребенком о причинах конфликта, подскажите, как избежать острых ситуаций.
Уважаемы родители, не ограничивайте свое общение, пусть в Вашем доме чаще буду гости. Помните, опыт общения необходим вашему ребенку!