Консультирование для родиелей
Первое условие успешного развития — раннее начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т.е. с очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да и позже, раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых разных.
Второе важное условие, насколько это возможно, — заранее окружить ребенка такой средой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться Необходимо создать обстановку, опережающую развитие детей, а также предоставить большую свободу в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах работы. Не упускайте возможности поиграть или поделать что-то вместе, и, конечно, радоваться вместе с ними каждому шагу вперед, каждому успеху.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Способности развиваются тем успешнее, чем быстрее в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Именно интенсивная умственная деятельность помогает в удивительно короткий срок превзойти себя. Не опасайтесь переутомления и перенапряжения.
Четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет ему на пользу.
Обязательное выполнение пятого условия: ненавязчивой, умной, доброжелательной помощи взрослых. Самое сложное здесь, пожалуй, заключается в том, чтобы не превращать свободу в безнаказанность, а помощь-в подсказку. Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. Это очень ВРЕДИТ делу!