Физические и психологические особенности детей-инвалидов во многом определяют основные подходы к организации духовно-нравственного воспитания. Но в построении концепции духовно-нравственного воспитания, как и в любой другой педагогической работе с детьми с ограниченными физическими возможностями, нельзя ориентироваться только на заболевания. Это приводит к тому, что, неоправданно снижая требования к ребенку-инвалиду, создавая ему условия гиперопеки, окружающие не способствуют развитию его личности, а даже наоборот, создают предпосылки для деградации. Л.С. Выготский акцентирует внимание на том, что «слепой или глухонемой ребенок есть в первую очередь ребенок, а во вторую линию, как говорят немецкие психологи, уже ребенок особенный, слепой или глухонемой». Поэтому и относиться к нему нужно с теми же мерками, что и к здоровым сверстникам. Учитывать физические ограничения нужно, но для эффективной работы с данной категорией необходимо учитывать и положительный фактор – существование защитного механизма компенсации (компенсация – возмещение в той или иной мере нарушенных функций и состояний.. Гораздо важнее развивать те способности и возможности, которые у ребенка имеются. До сих пор актуально звучат слова Л.С. Выготского: «Мы подмечаем крупицы дефектов и не замечаем колоссальных, богатых жизнью областей, которыми обладают дети, страдающие ненормальностями». Л.С. Выготский отмечал фундаментальное значение для теории и практики воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья учения о сверхкомпенсации. Ученый считал, что повреждение организма вызывает у последнего настолько сильную защитную реакцию, что она не только нейтрализует опасность, но и дает толчок для дальнейшего развития организма. Поэтому Л.С. Выготский, продолжая теорию Адлера, приходит к выводу, что компенсаторные возможности для преодоления дефекта должны использоваться как движущая сила процесса воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из этой теории, у ребенка с ограниченными физическими возможностями, опираясь на сильные стороны личности, в процессе воспитания можно сформировать духовные потребности и нравственные ориентиры, которые, компенсируя вторичные изменения психики, будут способствовать выработке активной жизненной позиции и социально-адаптивного поведения. Опора на компенсаторный потенциал является сущностным аспектом духовно-нравственного воспитания этих детей.
Духовно-нравственное воспитание необходимо проводить, опираясь на систему основных организационно-педагогических принципов, оптимизирующих этот процесс.
Все эти организационно-педагогические принципы можно условно разделить на общие и специфические.
К общим принципам, соблюдение которых является обязательным при организации работы по духовно-нравственному воспитанию со всеми категориями детей, относятся следующие:
− принцип ведущей роли теоретических знаний, который заключается в том, что первым шагом духовно-нравственного воспитания является усвоение знаний о духовных ценностях и нравственных нормах;
−принцип создания эмоционально-окрашенной атмосферы занятий. Принцип обусловлен тем, что интериоризация духовных ценностных происходит через переживания, эмоциональный опыт. Суть этого принципа состоит в поэтапном становлении внутреннего мира под воздействием эмоций. Эмоциональный отклик (непосредственная реакция на происходящее) переходит эмоциональный настрой, а далее формируется эмоциональное отношение;
− принцип деятельностного подхода обеспечивает закрепление духовных ценностей и нравственных норм в структуре поведения;
− принцип учета сензитивных периодов, заключается в том, чтобы развивать именно те возможности, которые оптимально развиваются в данном возрасте;
− принцип индивидуального подхода подразумевает индивидуальный выбор уровня сложности заданий и обеспечение темпа работы ребенка в соответствии с его возможностями;
−принцип всестороннего и целостного изучения ребенка предусматривает исследование эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние, которое может существенно влиять на развитие ребенка. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребенке;
− принцип динамического изучения детей, согласно которому важно учитывать не только то, какие духовно-нравственные качества у детей сформированы на момент исследования, но и их потенциальные возможности в дальнейшем развитии;
Специфическими принципами, которые необходимо соблюдать при организации работы с детьми с ограниченными физическими возможностями, на наш взгляд, являются следующие:
− принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития», согласно которой не существует предела, выше которого способности ребенка с ограниченными возможностями здоровья развиваться не могут;
− принцип коррекционно-компенсаторной направленности опирается на использование сохранных функций организма конкретного ребенка и создает возможности для развития его компенсаторного потенциала и коррекции недостатков психофизического развития;
− принцип социально-адаптирующей направленности ориентирован на то, чтобы сформировать социальную компетентность и психологическую подготовленность к жизни в существующей социокультурной среде;
− принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств социокультурной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этот принцип направлен на преодоление существующих у данной категории детей специфических проблем в развитии речи, которые в значительной мере мешают их успешному вхождению в социум.