Специфика разработки индивидуальной образовательной программы ребёнка- инвалида при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: индивидуальная образовательная программа (ИОП), психолого-медико-педагогическая комиссия  (ПМПК), диагностический модуль, педагогическая диагностика, индивидуальное учебно-тематическое планирование (ИУТП), коррекционно-развивающий модуль.

Краткая аннотация контента  консультации.

Консультация по вопросу заполнения  модулей в индивидуальной образовательной программе ученика. Заполнение  модулей происходит на основании заключения и рекомендаций  специалистов ПМПК    и   диагностики специалистов, непосредственно работающих с этим учеником.

 Запрос на консультирование

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе дистанционное, строится с учетом индивидуальных особенностей заболевания. На каждого ученика необходимо составить ИОП, которая разбита на несколько модулей. Структура ИОП предполагает, что над её формированием работает группа специалистов. У меня, как одного из участников этой группы, заполнение  модулей вызывает трудности. Как правильно заполнить ИОП? Какую информацию размещать  в соответствующем модуле?

Консультативный текст

Результаты специального изучения физиологов свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений. Это заставляет всех нас серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической и педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства.

 Процесс обучения детей-инвалидов происходит по индивидуальным образовательным программам.

 Индивидуальная образовательная программа (ИОП)- это определенная последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующая его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями. ИОП позволяет реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования. Обучение должно  ориентироваться на уже достигнутый учеником уровень развития, но и  немного забегать вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень.

Переход ученика на индивидуальную образовательную программу происходит по правилам, которые  должны предусматривать:

-оценку педагогическим коллективом готовности ученика к переходу на индивидуальную программу;

-желание ученика перейти на обучение по индивидуальной программе и осознание им ответственности принимаемого решения;

-согласие родителей.

Рекомендуемая структура ИОП для детей-инвалидов:

1. Общие сведения (анкетные данные, социальное окружение, интересы, ожидания родителей, мотивация учебной деятельности).

2. Диагностический модуль.

3. Индивидуальный учебный план.

4. Коррекционно-развивающий модуль.

5. Успехи и достижения.

Необходимо понимать, что информация из ИОП в развернутом виде должна  быть доступна ограниченному кругу лиц, непосредственно работающих с ребенком с ОВЗ.

1. Анкетные данные, информацию о социальном окружении, интересах и ожиданиях родителей заполняет педагог-куратор при социальном обследовании семьи и места проживания. Здесь педагог-куратор описывает наблюдения и вывод, к которым он пришел в результате личного очного общения с ребенком и родителями. Идеально, если  будет учтена информация, полученная от классного руководителя ребенка из общеобразовательного учреждения. Эмоциональная окрашенность, содержательность, новизна многообразных отношений к предмету деятельности, нравственным ценностям, другим людям (в том числе родителям, педагогам, друзьям, соученикам, соседям, коллегам), самому себе (самосознание, самооценка, характер и уровень притязаний) — все это очень важные элементы для формирования личности ребёнка.

Пункт мотивация учебной деятельности  заполняет психолог. Здесь психолог должен отметить для работающих учителей те мотивы, которые движут учеником в процессе обучения. Учителю требуется знать, что является главным для ребенка в учебном процессе.

Очень важной для специалистов является информация об уровене компьютерной грамотности ребенка.

Прежде, чем заполнять следующие разделы ИОП, необходимо провести  психолого-медико-педагогическую диагностику.

2. Раздел  «Диагностический модуль» состоит из трех пунктов:

а) Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (психолог, психиатр, логопед, сурдолог и др.)

Психолого-медико-педагогическая комиссия — учреждение системы образования, реализующее консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 18 лет.

Работа комиссии строится на общечеловеческих этических нормах, принципах гуманного отношения к детям и родителям на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка.

Цель деятельности ПМПК: на основании достоверной диагностики определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1. Своевременное выявление, предупреждение и динамическое наблюдение за детьми с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет:

— комплексная всесторонняя динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития; определение специальных условий (образовательного маршрута) для получения образования несовершеннолетними детьми;

— подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

— разработка и апробация индивидуально-ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия;

— подготовка рекомендаций по подтверждению, уточнению и изменению ранее данных комиссией рекомендаций по результатам динамической диагностики.

2. Консультирование детей и подростков, обратившихся в ПМПК, родителей (законных представителей), педагогических, медицинских, социальных работников, непосредственно представляющих интересы ребенка в семье и образовательном учреждении по вопросам, находящимся в компетенции ПМПК.

3. Оказание государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида.

4. Проведение обследования детей по направлению муниципальных образовательных учреждений, а так же в случае обжалования родителями (законными представителями) заключения ПМПК.

5. Методическое сопровождение на муниципальном уровне ПМП-консилиумов образовательных учреждений, в том числе:

— сопровождение детей с проблемами в развитии через внедрение уже разработанных и апробированных программ (психологических, логопедических, социальных и др.);

— организация совещаний, семинаров, конференций по актуальной тематике для практических работников системы образования, здравоохранения и социальной защиты по вопросам организации сопровождения детей с проблемами в развитии и обучении.

6. Просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической, медико-социальной и правовой культуры населения.

Адекватный образовательный маршрут способствует успешной школьной адаптации, развитию чувства компетентности и состоятельности в учебной деятельности, повышению самооценки ребёнка, а также позволяет предупредить дальнейшие отклонения в развитии ребёнка или устранить тяжелые последствия заболевания.

Каждый член комиссии должен дать заключение по своему профилю.

Здесь должны быть отмечены особенности познавательной деятельности ребенка: объем памяти, особенности внимания, мышления и т.д. Главное, должны быть даны практические рекомендации по построению уроков с данным ребенком.

б) Педагогическая диагностика.

Эту часть раздела заполняют педагоги-предметники по итогам входного контроля в начале учебного года. Здесь они  отмечают уровень обученности по соответствующим предметам: степень овладения учебным материалом, выявленные проблемы в обучении, намечают задачи и доступные способы деятельности, также  обращают внимание на уровень развития внимания, памяти, мышления, эмоций, способностей к различным видам деятельности учащихся.

Диагностический модуль, следовательно, ИОП  должны  являться инструментом мониторинга достижений учащихся. Заполнением диагностического модуля учителя-предметники  должны заниматься периодически: в конце каждой четверти, каждого полугодия, учебного года должны подводиться итоги достижений учащихся  с указанием оценки, должна отмечаться динамика малейших продвижений, результаты и корректировка движения по образовательной траектории, ориентируясь на созданный учеником продукт, на полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации. Обязательно  должны отмечаться формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д., определяться дальнейшие задачи  обучения и развития, намечаться пути их решения.

Предмет

Степень овладения учебным материалом

Проблемы в обучении

Задачи

Доступные способы деятельности

Для определения образовательной траектории учителю необходимо провести диагностику предметных знаний, умений и навыков учащегося. Имея заключение о психофизиологических особенностях учащегося, его учебной мотивации, круге общения и пр., учитель проводит входное предметное тестирование. Основные задачи этого тестирования: знакомство с учеником, установление контакта и определение уровня знаний. Проведение входного тестирования дает самое общее представление об уровне знаний ученика, но учитель уже на этом этапе видит яркие личностные особенности учащегося, определяет широту его кругозора, круг интересов, оценивает развитие речи. Во время входного тестирования учителю важно понять, что и как ученик сможет делать в дальнейшем на дистанционных уроках.

Проведение входного тестирования требует от учителя подготовленности и мобильности. Диагностика будет эффективной только в том случае, когда учитель ориентирован как на психофизиологические возможности учащегося, так и на проверку его реальных знаний по предмету.

Во время проведения входного тестирования может возникнуть ситуация, в которой окажется, что учащемуся сложно выполнить какое-то задание тем способом, который предлагает учитель. Поэтому учитель должен иметь диагностический материал в нескольких вариантах, чтобы оперативно провести диагностику, исходя из возможностей ученика, не упрощая содержание материала.

в) Рекомендации по формированию индивидуального учебного плана.

Диагностическое обследование сводится не только к определению индивидуального образовательного маршрута детей и подростков, но и к выработке рекомендаций по обучению и воспитанию, определению направлений коррекционно-развивающей работы и сопутствующей помощи как в системе образования, так и вне её.

Рекомендации по формированию индивидуального учебного плана составляет психолог  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ученика.  По рекомендациям психолога на уроке учитель должен учитывать:

-индивидуальные интересы школьников;

-особенности учебной деятельности;

-предпочитаемые виды учебных занятий;

-способы работы с учебным материалом;

-особенности усвоения учебного материала;

-виды учебной деятельности.

 Психолог также может  порекомендовать курсы дополнительного образования, учитывая сферу интересов ребёнка.

Учителя-предметники могу дать рекомендации по количеству часов, отведенных на  дистанционное и очное обучение того или иного учебного предмета.

3. Индивидуальный учебный план (ИУП)

Освоение учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения осуществляется на основе индивидуальных учебных планов. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных учащимся для освоения из учебного плана образовательного учреждения (образовательной организации), составленного на основе федерального, регионального базисных учебных планов.

За основу составления индивидуального учебного плана берутся Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 « Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и  Письмо Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. №27/2643-6 «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения)»

ИУП является результатом обсуждения всех педагогов, которые будут работать с ребенком. При составлении ИУП необходимо учитывать запросы  ученика, его родителей (законных представителей) в соответствии с рекомендациями из диагностического модуля и с учетом возможностей образовательного учреждения.

После диагностического этапа учитель приступает к разработке стратегии обучения. Данные, полученные на входном тестировании, и рекомендации психолого-педагогической службы по формированию индивидуального учебного плана используются для создания индивидуального учебно-тематического планирования.

Индивидуальное учебно-тематическое планирование носит «стратегический» характер, определяя перспективу изучения материала конкретным учеником на определённый период обучения. ИУТП имеет форму табличного планирования с пояснительной запиской. В таблице (см. ниже) учитель распределяет поурочную нагрузку в соответствии с программой  (программа выглядит, как при традиционном обучении, в силу того, что дети-инвалиды являются учащимися соответствующих образовательных  учреждений), намечает доступные ученику виды работы, контрольные мероприятия, проектную деятельность и пр. Обязательно наличие  графы «Примечание», где указываеются темы, необходимые для повторения, фиксирует данные, необходимые для корректировки ИУТП и пр.

Ниже представлена примерный шаблон ИУТП, который можно рекомендовать как основу для составления ИУТП для детей-инвалидов.

Предмет Русский язык

ФИО учащегося

ФИО учителя

1. Соответствие программе

Индивидуальное учебно-тематическое планирование составлено в соответствии с образовательным стандартом по программе М.М.Разумовской и др. При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья учени__, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК, результаты обучения в __ классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученика.

На уроках будут использованы следующие ресурсы:

— материалы i-Класса «Русский язык. ___ класс»,

— материалы  учебника «Русский язык. __ класс», под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта,

— индивидуальные разработки учителя,

— наглядный материал (схемы, таблицы),

— ЦОРы,

— материалы лингвистического сайта ГРАМОТА.РУ,

— …

— …

— …

2. Количество часов в неделю

Вариант для базового количества часов

Количество часов в неделю соответствует базовому и составляет …часа в неделю дистанционно.

Индивидуализация планирования связана:

— с невозможностью ученика работать в группе в связи со спецификой заболевания,

— со спецификой заболевания (быстрая утомляемость, особенности памяти и внимания, низкий темп деятельности, ограничения и пр.),

— со спецификой работы на уроке,

— высокой мотивацией к изучению предмета,

— …

— …

— …

Вариант для увеличения количества часов

Количество часов в неделю увеличено на __ час и составляет __ час__ в неделю дистанционно, итого — ___ часа в год. Увеличение количества часов связано с:

— низким темпом деятельности,

— необходимостью многократного повторения ранее пройденных тем,

— ограничением объема домашних заданий,

— частыми пропусками занятий,

—необходимостью подготовки к выпускным экзаменам и поступлению в вуз,

— необходимостью углубленного изучения некоторых тем,

— необходимостью устранения пробелов в знаниях за предыдущие классы,

— необходимостью индивидуального консультационного часа (при работе в группе),

— …

— …

— …

3. Особенности ИУТП

1) в конце ____-го класса ученик был условно аттестован, поэтому ИУТП начинается с контрольной работы за курс __-го класса,

2) ученик не был аттестован за курс ___ класса, поэтому ИУТП составлено с учетом пройденных в предыдущем учебном году тем,

3) некоторые темы объединены для освобождения дополнительных часов на повторение и анализ контрольных работ,

4) тема «________» перенесена из курса предыдущего класса, так как не была пройдена в прошлом учебном году,

5) некоторые темы изучаются обзорно, потому что…

6) так как изучение орфографии формально заканчивается в 7 классе, а без систематического повторения орфографические навыки разрушаются, то в каждый урок вводится элемент повторения орфографических тем, которые традиционно трудно усваиваются школьниками,

7) результаты итоговых письменных работ за курс ___ класса показали, что программа усвоена удовлетворительно / хорошо / отлично. Ученик допускает орфографические и пунктуационные ошибки в письменных работах (есть пробелы по некоторым темам за курс русского языка ___ класса). Входное тестирование на курс ___ класса выявило пробелы в усвоении некоторых тем предыдущего года обучения. В связи с перечисленным выше требуется систематическое / частичное / предварительное / дополнительное повторение следующих тем:

8) ИУТП составлено только на четверть / полугодие, потому что…

4. Виды деятельности

1) Ученику доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:

— устный ответ,

— письменный ответ,

— пересказ,

— составление / заполнение таблицы,

— составление плана,

— работа по алгоритму,

— подбор / поиск примеров,

— наблюдение,

— сравнительный анализ,

— поисковая работа,

— проектная работа,

— лексико-графическая работа,

— конспектирование,

— …

— …

2) В связи со спецификой заболевания ученику доступны только следующие виды деятельности:

— …

— …

— …

3) Некоторые виды деятельности доступны только с использованием специального оборудования:

— …

— …

— …

4) В планирование включены виды работ, связанные с подготовкой к выпускному письменному / устному экзамену по русскому языку / литературе (________): словарная работа, виды разбора (морфологический, по составу, словообразовательный, синтаксический), лексическая работа, написание изложений / эссе, выполнение пробных тестов ЕГЭ и т.д.

5. Формы контроля

1) Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

— опрос,

— устный ответ,

— письменный ответ,

— тестирование,

— тестирование в форме ЕГЭ,

— коллоквиум,

— семинар,

— самостоятельная работа,

— проектная работа,

— диктант,

— сочинение,

— изложение,

— реферат,

— …

— …

— …

2) Ученику доступны только некоторые формы контроля в связи со спецификой заболевания:

— …

— …

— …

3) По объективным причинам сложно проконтролировать действительный уровень знаний ученика (не исключена помощь близких в выполнении заданий / постоянное присутствие взрослого на уроке в качестве помощника / все занятия проходят в дистанционной форме). Контроль реальных знаний планируется осуществлять только с использованием видеочата и функции «Общий экран».

6. Основные сложности

— отсутствие систематических знаний,

— несформированность навыков самостоятельной работы,

— систематическое невыполнение домашних работ,

— несформированность навыков работы с алгоритмом / текстом / таблицей / планом / словарями,

— неумение опознавать по изученным ранее признакам языковые  фонетические / морфологические / словообразовательные / синтаксические / речеведческие единицы,

— неумение группировать языковые единицы по определенным признакам,

— неумение анализировать языковые единицы по изученным признакам,

— неумение находить в слове орфограммы / в предложении пунктограммы,

— неадекватное восприятие устной и письменной речи,

— неумение устанавливать причинно-следственные связи,

— неумение строить развернутый устный / письменный ответ на вопрос,

— слабые навыки устной монологической / письменной речи,

— неумение пересказать лингвистический / художественный текст устно / письменно,

— ограниченность словарного запаса,

— неправильное употребление слов и фразеологизмов,

— неумение создавать тексты разных типов и стилей (указать, каких именно) с использованием соответствующих языковых средств,

— незнание речевого этикета,

— …

— …

7. Зона ближайшего развития предметных и общих навыков

(См. «Основные сложности»). Сформировать навык работы по алгоритму, навык чтения и составления таблиц, навык самостоятельной работы и пр.

8. Корректировка ИУТП

1) Во время учебного года для повышения мотивации и общего развития учени__ будет привлекаться к участию во внутри- и внешкольных мероприятиях (олимпиадах, конкурсах, предметных неделях и т.п.), поэтому ИУТП может незначительно корректироваться в течение  учебного года (на подготовку будут использованы резервные часы).

2) Значительные корректировки возможны в связи с длительным непосещением занятий (болезнь, незапланированный отъезд в санаторий, ремонт компьютерного оборудования и т.д.).

3) В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.

Рекомендуемая таблица для ИУТП

урока

Раздел курса, цель, общее количество часов

Тема урока

Сроки прохож-дения

Вид

деятельности

учителя

Вид

 деятельности

ученика

ЭОРы, элементы учебного курса

4. Коррекционно-развивающий модуль.

Результат диагностического обследования является отправной точкой для выработки стратегии и тактики дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребёнком. Коллегиальное обсуждение (психолога, логопеда, дефектолога,  учителя) результатов обследования позволяет:

-выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;

-определить общий прогноз его развития;

-определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий.

В этом разделе должны быть предложены конкретные необходимые курсы с конкретным «узким» специалистом.

 5. Успехи и достижения

В данном разделе фиксируются результаты наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью ученика. Заполняется педагогами в ходе работы с заранее обговоренной периодичностью.

Используемая литература:

  1. 1. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов/Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – С.130–193.
  2. 2. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.
  3. 3. Тряпицына, А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа/А.П.Тряпицина. – СПб.,1994 – С.79–90.
  4. 4. Материалы форумов Госбука.
  5. 5. Материалы форумов ГБОУ ЦО «Технологии обучения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *