Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: дети с ОВЗ, дистанционное обучение, сетевые учителя, индивидуальная образовательная программа (ИОП), индивидуальный учебный план (ИУП).
Краткая аннотация контента консультации.
Консультация по вопросу основных этапов организации дистанционного образования детей с ОВЗ и дальнейшему взаимодействию Центра ДО с образовательными учреждениями.
Запрос на консультирование.
У нас в образовательном учреждении имеется ребенок-инвалид, обучающийся на дому. Каким образом данного ребёнка можно включить в региональный проект «Дистанционное образование детей-инвалидов»? Как в дальнейшем будет организовано дистанционное обучение этого ребёнка?
Консультативный текст.
Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ включает условно 6 этапов, которые в свою очередь делятся на более мелкие этапы или шаги:
- 1.Отправка сведений о детях-инвалидах, обучающихся на дому, из муниципалитета в УОиН и в Центр ДО детей- инвалидов.
- 2.Подробное консультирование семьи ребенка с ОВЗ методистом-организатором ДО детей-инвалидов.
- 3.Подведение сети Интернет каждому участнику проекта, установка и подключение компьютерного оборудования.
- 4.Индивидуальное обучение детей, а также их родителей (законных представителей) основным навыкам использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет.
- 5.Апробация дистанционного обучения детей-инвалидов по программам дополнительного образования.
- 6.Организация дистанционного обучения детей-инвалидов по курсу общего образования.
Рассмотрим более подробно каждый этап.
Отправка сведений о детях — инвалидах, обучающихся на дому, из муниципалитета в УОиН и в Центр ДО детей — инвалидов.
В начале учебного года (можно в конце предыдущего, если имеется достоверная информация) на основе сведений из образовательных учреждений в УОиН области и в Центр ДО детей — инвалидов муниципалитеты направляют информацию о детях — инвалидах, обучающихся на дому по определенной форме (Приложение).
В таблице обязательным является заполнение всех столбцов. Исключением может служить информация о выборе предметов для дистанционного обучения.
Обращаем внимание, что :
ФИО ученика, директора, завуча прописывать необходимо полностью;
адрес строго по месту проживания (место, где будет установлено компьютерное оборудование);
в информации о телефонах обязательно указать код соответствующей территории и мобильные телефоны законных представителей;
очень важна информация о заболевании ребёнка, чтобы можно было подобрать соответствующее специализированное оборудование;
вид программы и рекомендации ПМПК(если таковые имеются) необходимы для составления индивидуального образовательного маршрута учащегося.
Подробное консультирование законных представителей ребенка с ОВЗ методистом-организатором ДО.
После получения и обработки информации из муниципалитетов методист- организатор связываются с законными представителями ребенка. Он проводит подробную консультацию, содержащую достоверные сведения о региональном проекте:
1. В проекте могут участвовать дети, имеющие:
- официальный статус инвалидности;
- форму надомного обучения (официально);
- общеобразовательную программу обучения или I-VII видов.
2. Дистанционное обучение рекомендуется детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения. На дистанционное обучение могут быть переведены обучающиеся 1-11(12) классов независимо от формы получения образования, а также типа и вида образовательного учреждения.Для участия в проекте необходимо предоставлять следующие документы:
Для ДО законные представители имеют право выбрать по своему усмотрению 1-5 предметов. Эти выбранные предметы дети будут изучать только с сетевыми учителями, обладающими необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, прошедших специальную подготовку по программам обучения детей с ОВЗ с использованием Интернет-технологий на основании договора с УОиН Тамбовской области. В Центре на каждого обучающегося ведется предметный журнал, в котором учителями, осуществляющими обучение, записываются текущие, четвертные (триместровые, семестровые), годовые отметки. Остальные предметы дети продолжают изучать с учителями своих образовательных учреждений. Детям, участвующим в региональном пооекте, за счет федеральных средств (для семьи бесплатно) проводится Интернет, поставляется и подключается компьютерное и специализированное оборудование. |
Подведение сети Интернет каждому участнику проекта(ребёнку, сетевому учителю), установка и подключение компьютерного оборудования
После долгой процедуры проведения торгов и заключения соответствующих контрактов каждый участник проекта обеспечивается бесплатным Интернетом (7 дней в неделю, 24 часа в сутки). Этот этап занимает немало времени, т. к. в отдаленных районах подведение Интернета является довольно сложной работой.
Далее каждому участнику доставляется и подключается комплект компьютерного оборудования(базового или специализированного).
Комплект базового рабочего места:
- Системный блок Apple Mac mini Core 2 Duo
- Монитор ViewSonic VA1926W
- Клавиатура APPLEKEYBOARD-SUN
- Мышь Logitech RX250
- Кабель USB A-B 1,8 м
- Офисное ПО NeoOffice 3.0
- Микрофон Logitech USB Desktop Microphone
- Наушники Sven CD-920
- Колонки Duialog W-204
- Сканер Canon LiDE 100
- Черно-белый лазерный принтер OKI В2200
- Веб-камера Canyon CNR-WCAM820
- Цифровая фотокамера Canon PowerShot A1100 IS
- Сетевой фильтр-удлинитель Sven Optima 5м
- Графический планшет Bamboo Pen
- Микроскоп цифровой Digital Blue QX5
Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений в домашних условиях «Архимед».
- Виртуальный конструктор по математике
- Виртуальный конструктор по физике
- Школьная геоинформационная система
- Lego WeDo
- Интегрированная творческая среда ПервоЛого 3.0 или ЛогоМиры 3.0
Дополнительное оборудование для учащихся с миопатией
- Компьютерный Роллер-2 Roller II (USB&PS/2)
- Кнопка All4 Medium Adj. Pressure Switches
- Специальная клавиатура большая программируемая IntelliKey USB
- Накладки Overlay
- ПО виртуальная экранная клавиатура AssistiveWare KeyStrokes
Дополнительное оборудование для слабовидящих учащихся
- Клавиатура с большими клавишами Cvely Keyboard
- ПО экранного доступа с синтезом речи Jaws for Windows
Индивидуальное обучение учителей, детей, а также их родителей (законных представителей) основным навыкам использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет
Далее, специалисты технического отдела Центра дистанционного образования проводят выезды на дом для индивидуального инструктажа детей, а также их родителей (законных представителей) использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет.
Также для родителей в обязательном порядке в очной и дистанционной формах проводятся курсы «Обучение родителей (законных представителей) детей-инвалидов по поддержке дистанционного обучения их детей», для сетевых учителей — курсы повышения квалификации по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий».
В Центре ДО организована оперативная методическая, техническая, информационно-консультативная поддержка и обучение сетевых учителей, родителей (законных представителей), детей в очной (выезды специалистов технического отдела на место проживания участников учебного процесса) и дистанционной форме (в основном через интерактивные формы общения: телефон, скайп, электронную почту).
Апробация дистанционного обучения детей-инвалидов по программам дополнительного образования
Параллельно с продведением Интернета участникам образовательного процесса, методист-организатор выявляет потребности детей с ОВЗ в дистанционном обучении:
определяются предметы и их количество;
формируются группы «учитель-ученик» и «ученик-учитель» с указанием контактных данных (телефоны) учащихся и сетевых учителей.
Перед началом очередного учебного года возможна корректировка данной информации.
После завершения выше перечисленных этапов по мере обучения детей и законных представителей проходит апробация дистанционного обучения по гибкому расписанию (март-июнь): дети с законными представителями и учителя знакомятся друг с другом, осваиваит технику, учителя формируют у детей умение организации учебного взаимодействия в режиме реального времени с помощью дистанционных образовательных технологий. Апробация проводится по программам дополнительного образования; допускается проведение диагностики по выбранным детьми предметам для составления индивидуальной образовательной программы на следующий учебный год.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов по курсу общего образования
Организация учебного процесса регламентируется в общеобразовательном учреждении:
распорядительным документом директора общеобразовательного учреждения о переводе обучающегося, нуждающегося в обучении на дому, на дистанционное обучение;
учебным планом;
годовым календарным графиком;
в Центре:
расписанием занятий.
Особенностью организации образовательного процесса дистанционного обучения является обязательное включение в процесс родителей (законных представителей), в т.ч. через согласование индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается соответствии с письмом Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. №27/2643-6 и Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» в образовательном учреждении, за которым закреплен ребенок, обязательно с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей детей-инвалидов, их возраста и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. ИУП составляется в двух экземплярах: один остается в образовательном учреждении, другой передается в Центр ДО. Образовательное учреждение в обязательном порядке передает в Центр годовой календарный учебный график, т.к. начало и окончание учебного года, каникулы для детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, устанавливаются общеобразовательным учреждением в сроки, предусмотренные Уставом.
Выбор вариантов проведения дистанционных занятий обучающихся зависит от психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии и согласовывается с родителями (законными представителями). В основном дистанционные занятия проводятся в первой половине дня, возможно и во второй по заявлению родителей.
По окончании четверти (семестра, триместра), учебного года необходимые сведения об обучении ученика должны быть переданы Центром в общеобразовательные учреждения по месту жительства обучающихся – участников Проекта. Для этого на основании данных индивидуального журнала в общеобразовательное учреждение передается табель учета отметок по каждому учебному предмету, заверенный печатью и подписью руководителя Центра.
Классный руководитель общеобразовательного учреждения на основании полученного табеля отметок переносит отметки (за исключением текущих) на страницу соответствующего учебного предмета, а также в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся классного журнала отметки за четверть (семестр), полугодие, год.
Государственная (итоговая) аттестация детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими организацию проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования.
Перевод обучающихся в следующий класс, выпуск осуществляются в установленном общеобразовательным учреждением порядке.
В конце учебного года проводятся мониторинги выявления потребностей в дистанционном обучении и удовлетворенности организацией образовательного процесса с помощью дистанционных образовательных технологий.
Используемая литература:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
2. Приказ управления образования и науки области от 26.02.2009 № 469 «О реализации проекта «Организация дистанционного образования детей- инвалидов в Тамбовской области»;
3. Приказ управления образования и науки области от 20.11.2009 № 3113 «Об утверждении Требований к объему и условиям оказания государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»;
4. Информационные материалы по вопросу «Создание условий для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы»
5. Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации
6. Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России по вопросу «О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» 9 декабря 2009 года.
7. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» (И/п УОиН от 09.10.2010 № 02-09/4610).
8. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.