payday loansPayday Loans
Советы психолога->Типичные проблемы родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
04.05.2011 15:31

Консультацию ведет И.В. Кожевникова

Семья, как и человек, является основной ценностью любо­го государства. Снижение в силу тех или иных причин соци­альной ценности отдельных категорий семей, находящихся в жизненно трудной ситуации, ограничивает раскрытие потен­циальных возможностей человека. В подобной ситуации воз­никает комплекс проблем, среди которых наиболее значимой является то, что личность не реализует своих потенциальных возможностей, а общество лишается максимального вклада в собственное развитие, неоправданно снижая социальный статус отдельных групп или категорий своих граждан.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья изменяет весь ход жизни семьи и является причиной продолжительной ее дезадаптации, часто роди­тели полностью отдаляются от друзей, знакомых и даже от родственников, которые тоже испытывают кризис; многие из них избегают встреч с такой семьей.

Родители должны постараться как можно скорее овладеть своими чувствами и смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи окажутся невозможными. Большинство родителей пытаются справиться со сложной ситуацией сами, без профессиональной помощи, но это опасно: могут пострадать и отношения с малышом, и покой семьи. В идеале эмоциональное и социальное взаимодействие родителей и ребенка складываются нормально, но ребенку необходима еще дополнительная помощь, чтобы преодолеть, насколько это возможно, свои нарушения.

Большинство семей в решении своих проблем в повседневной жизни сталкиваются с непониманием и пренебрежением окружающих, ощущают равнодушие и безразличие. Отношение сверстников к детям-инвалидам часто бывает пренебрежительным или безразличным. Они часто не умеют общаться, играть, участвовать в совместной деятельности с таким ребенком.

Семьи, в которых отношение к проблеме носит конструктивный характер, не углубляются в длительные переживания случившегося, а пытаются более эффективно приспособиться к новым условиям, наладить семейный быт, общение и изменить свое отношение к возникшей проблеме. Конструктивное отношение — это результат эмоциональной адаптации всех членов семьи: они принимают проблему. Критические моменты в таких семьях тоже случаются, тем не менее родители уже успели выработать позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку, что позволяет им формировать у него такие навыки, которые помогут адаптироваться и семье, и ребенку.

Но, к сожалению, таких семей всегда намного меньше, чем тех, в которых отношение к проблемам в семье носит деструктивный характер, который может выражаться в форме:

  • игнорирования проблем («Это не мои, а его проблемы пусть выкарабкивается сам»);
  • жестокого обращения и эмоционального отвержении ребенка;
  • акцентуации на проблеме семьи.

Деструктивное отношение к проблеме в сочетании с нарушениями детско-родительских коммуникаций препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Таким образом, все проблемы, существующие в семьях детей-инвалидов необходимо решать постоянно на всех уровнях систем социальной защиты населения и системы образования.

 

(по материалам пособия «Воспитание ребенка с ограниченными возможно­стями здоровья в семье» Солодянкиной О.В.)

 

Обновлено 16.05.2011 13:24
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

logo

Тамбовская область


Главная

Служебный вход

 
 
 
MES