Приложение
к письму управления образования
и науки области
от__________№___________
Методические рекомендации
по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в рамках реализации мероприятия
«Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование»
I. Общие положения
1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях разъяснения особенностей организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» (далее – Проект) в Тамбовской области.
1.2.Методические рекомендации разработаны в соответствии со следующими нормативными документами:
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании»;
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
постановлением администрации Тамбовской области от 15.08.2005 №716 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому»;
постановлением администрации Тамбовской области от 12.10.2009 №1219 «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов»;
приказом управления образования и науки области от 26.02.2009 № 469 «О реализации проекта «Организация дистанционного образования детей- инвалидов в Тамбовской области»;
приказом управления образования и науки области от 20.11.2009 № 3113 «Об утверждении Требований к объему и условиям оказания государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»;
приказом ТОИПКРО от 4.03.2010 № 37 «Об утверждении положения о Центре дистанционного образования детей-инвалидов и положения о консультационном пункте для родителей (законных представителей) детей-инвалидов»;
приказом управления образования и науки области от 13.09.2010 №2311 «Об утверждении методических рекомендаций по оплате труда учителей, работающих по программам дистанционного образования детей-инвалидов»;
письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №06-1254 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации».
1.3.Задачами дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, являются:
- обеспечение доступа данной категории детей к образовательным и информационным ресурсам;
- создание безбарьерной среды для получения качественного образования;
- расширение возможности для последующей профессиональной занятости, успешной социализации и интеграции в общество.
1.4.Особенностью организации образовательного процесса дистанционного обучения является обязательное включение в процесс родителей (законных представителей), в т.ч. через согласование индивидуального образовательного маршрута.
II. Порядок организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
2.1. Дистанционное обучение рекомендуется детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения.
Целевую группу составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером. На дистанционное обучение могут быть переведены обучающиеся 1-11(12) классов независимо от формы получения образования, а также типа и вида образовательного учреждения.
2.2.Дистанционное обучение детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, организует Центр дистанционного образования детей-инвалидов (далее –Центр), который является структурным подразделением ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» (далее – Институт).
2.3.Центр взаимодействует с управлением образования и науки области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, государственными и общественными институтами, учреждениями здравоохранения, общественными организациями, государственными и муниципальными образовательными учреждениями, в которых зачислены обучающиеся — участники Проекта;
2.4. Для включения обучающегося в Проект необходимо представить в Центр следующие документы:
ходатайство органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования;
письменное заявление родителей (законных представителей);
справку об инвалидности ребенка (заверенная ксерокопия);
справку от врача об отсутствии противопоказаний по работе с компьютером (заверенная ксерокопия);
согласие на обработку персональных данных ребенка, родителей (законных представителей);
психолого-педагогическую характеристику ученика от классного руководителя, социального педагога.
По желанию родителей (законных представителей) для уточнения образовательной программы ребенка возможно обращение в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
2.5. Организация учебного процесса регламентируется в общеобразовательном учреждении:
распорядительным документом директора общеобразовательного учреждения о переводе обучающегося, нуждающегося в обучении на дому, на дистанционное обучение;
учебным планом;
годовым календарным графиком;
в Центре:
расписанием занятий.
2.6. Для реализации образовательного процесса на каждого обучающегося общеобразовательным учреждением в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. №27/2643-6 разрабатывается индивидуальный учебный план и утверждается директором школы.
2.7. Учебный план разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей детей-инвалидов, их возраста и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
2.8. График организации образовательного процесса, образовательные технологии и содержание дистанционного обучения детей-инвалидов должны обеспечить образование ребенка в соответствии федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования.
2.9. Выбор вариантов проведения дистанционных занятий обучающихся зависит от психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии и согласовывается с родителями (законными представителями).
2.10. Контроль за организацией дистанционного обучения детей-инвалидов, своевременным проведением дистанционных занятий и качеством реализуемых образовательных программ, методикой индивидуального обучения осуществляют заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения и методиста-организатора Центра.
2.11. Классный руководитель на основании сведений о наклонностях обучающегося, психологическом климате в семье, требованиях родителей к обучению и воспитанию координирует усилия участников образовательного процесса по образованию и самообразованию ребенка.
2.12. Классный руководитель вписывает ученика, обучающегося дистанционно, в список класса в соответствующем классном журнале общеобразовательного учреждения, в котором он обучается. На странице учебного предмета, по которому ученик обучается дистанционно, рядом с фамилией обучающегося в строке указывается номер приказа, в соответствии с которым он переведен на дистанционное обучение. Текущие отметки не фиксируются. Вносятся только четвертные (семестровые), полугодовые, годовые и итоговые отметки. Все остальные записи в журнале ведутся в соответствии с указаниями к ведению классного журнала.
2.13. Образовательный процесс в Центре осуществляют педагоги, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, прошедших специальную подготовку по программам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием Интернет-технологий на основании договора с Центром.
2.14. В Центре на каждого обучающегося ведется индивидуальный журнал, в котором учителями, осуществляющими обучение, записываются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество;
год рождения;
наименование общеобразовательного учреждения;
класс;
дата и время проведения занятий;
количество проведенных часов;
запись о прохождении учебного материала;
текущие, четвертные (семестровые), полугодовые, годовые отметки.
2.15. Запись прохождения учебного материала и учет знаний обучающихся оформляются в индивидуальном журнале учителями Центра в соответствии с указаниями к ведению классного журнала. На основании записей в индивидуальном журнале производится оплата труда учителей.
2.16. Индивидуальный журнал хранится в течение 5 лет.
2.17.По окончании четверти (семестра), полугодия, учебного года необходимые сведения об обучении ученика должны быть переданы Центром в общеобразовательные учреждения по месту жительства обучающихся – участников Проекта. Для этого на основании данных индивидуального журнала в общеобразовательное учреждение передается табель учета отметок по каждому учебному предмету, заверенный печатью и подписью руководителя Центра.
2.18. Классный руководитель общеобразовательного учреждения на основании полученного табеля отметок переносит отметки (за исключением текущих) на страницу соответствующего учебного предмета, а также в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся классного журнала отметки за четверть (семестр), полугодие, год.
2.19.Государственная (итоговая) аттестация детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими организацию проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования.
2.20. Перевод обучающихся в следующий класс, выпуск осуществляются в установленном общеобразовательным учреждением порядке.
2.21.Начало и окончание учебного года, каникулы для детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, устанавливаются общеобразовательным учреждением в сроки, предусмотренные Уставом.
III. Права и обязанности участников образовательного процесса
3.1. Права и обязанности детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, их родителей (законных представителей), педагогических работников определяются в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 №3266 «Об образовании», Законом Тамбовской области «Об образовании в Тамбовской области» и Уставом общеобразовательного учреждения.
|