Требования к объему и условиям оказания государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Приложение
к приказу управления
образования и науки
от _________№ _______

1. Область требований к объему и условиям оказания государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования.
Требования к объему и условиям оказания  в образовательных  учреждениях услуг и  в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования направлены на обеспечение реализации конституционных прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение доступного качественного образования.
Настоящие требования распространяются на образовательные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья,  обучающимся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области.
Настоящие требования устанавливают виды, формы,  порядок и условия предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам (далее вместе «дети с ограниченными возможностями здоровья»)

2. Сеть образовательных учреждений, оказывающих государственные услуги в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья. 
2.1. Государственные услуги по предоставлению начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам могут оказываться в специальных (коррекционных) и неспециализированных образовательных учреждениях.
2.2. Государственные услуги по предоставлению дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных  и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, а также в муниципальных общеобразовательных учреждениях реализующих дополнительные образовательные программы.
2.3.  Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) и неспециализированные образовательные учреждения осуществляется по заявлению родителей (законных представителей),  в случаях установленных законодательством Российской Федерации по решению органов опеки и попечительства и  в соответствии  с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (консультации)  по месту жительства ребенка, на основании документов, перечень которых определяется уставом учреждения.
2.4. Государственные областные и муниципальные образовательные учреждения создают условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Требования к организации образовательного процесса.
3.1. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий.
3.2. Основные и дополнительные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются образовательными учреждениями на основе примерных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
3.3. Образовательное учреждение разрабатывает учебный план с учетом индивидуальных  особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содержащий:
инвариантную часть, обеспечивающую обязательный уровень учебных знаний, умений и навыков, компетентностей;
вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

4. Требования к объему оказываемых государственных услуг.

4.1. Предоставление  услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам в неспециализированных образовательных учреждениях осуществляется в следующих объемах:

  Наименование государственной услуги Объем государственной услуги
1. Образовательные услуги  
1.1. Предоставление государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования  детей с ограниченными возможностями здоровья и  детей-инвалидов образования в неспециализированных образовательных учреждениях: В соответствии с образовательными программами начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования.
  В классах интегрированного обучения Образовательный  процесс  в  классах интегрированного обучения  осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.
Образовательный процесс в классах интегрированного обучения  осуществляется на основе учебных планов соответствующих типов и видов образовательных учреждений с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений обучающихся.
При получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе интегрированного обучения целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программе обучения.
Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития.
  В условиях воспитания и обучения на дому Обучение на дому детей-инвалидов регламентируетсяписьмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6  «Об  индивидуальном  обучении  больных детей  на  дому»,   Постановлением администрации Тамбовской области  от 15.08.2005  № 716  «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому»
Для  детей-инвалидов,  которые  по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления  образованием и  образовательные  учреждения,  реализующие общеобразовательные  программы,   с   согласия  родителей   (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
Основанием для организации обучения  на  дому детей-инвалидов является заключение лечебно-профилактического учреждения, выдаваемое в соответствии с перечнем заболеваний,  наличие которых  дает  право  на обучение на дому.
Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет  образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется — образовательное учреждение),  как  правило,  ближайшие  к  их  месту жительства.
Зачисление  ребенка-инвалида  в   образовательное   учреждение осуществляется   в   общем порядке,  установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.
Для обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю:
в 1 — 3 (4) классах – до 8 часов;
в 4 (5) — 7 (8) классах —  до 10 часов;
в 8 (9) классах — до 11 часов;
в 9 (10) — 10 (11) классах — до 12 часов.
В случае необходимости, и при наличии финансовых возможностей, образовательное учреждение вправе увеличить количество часов для обучения детей-инвалидов на дому, учитывая при этом их психофизические возможности.
Детям-инвалидам,    обучающимся   на   дому,   образовательное учреждение:
предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения, компьютерную технику,  программное обеспечение, комплекты оборудования необходимого для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников; оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим государственную (итоговую) аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Обучение на дому детей-инвалидов может осуществляться  с использованием дистанционных образовательных технологий. Возможно сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его  учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Взаимоотношения  родителей   (законных   представителей) и образовательного учреждения строятся на основании договора.  Договором
оговариваются   обязательные   условия:      сроки  обучения,  уровень реализуемой программы,  процедуры промежуточной и итоговой аттестации, виды   и   формы   контроля   за  ходом  и  качеством  образовательной деятельности.
Финансирование  расходов на организацию воспитания и обучения
детей-инвалидов на дому осуществляется за счет  субвенций,  выделяемых
из   областного   бюджета   бюджетам  муниципальных   образований  на
финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации  ими государственного стандарта общего образования.
Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и
воспитания  ребенка-инвалида  на  дому  сверх установленного норматива
производятся родителями (законными представителями)

 

  В специальных (коррекционных)  классах при общеобразовательном  учреждении Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах организуется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, другими нормативными правовыми документами, регламентирующими обучение детей  с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с учебными планами, разработанными на основании Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и программами, разработанными на основе государственных образовательных стандартов.
Комплектование классов осуществляется на основании заключений   муниципальной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и направлений органа управления образованием.
Наполняемость классов определяется в соответствии с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида образовательного учреждения и варьируется от 6 до 12 человек.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося не должен превышать 36 академических часов в неделю.
Обучающиеся бесплатно обеспечиваются литературой.

 

4.2. Предоставление  услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровьяпо основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях осуществляется в следующих объемах:

  Наименование государственной услуги Объем государственной услуги

1.

Образовательные услуги:  
1.1. Предоставление государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образования  детей с ограниченными возможностями здоровья и  детей-инвалидов образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: В соответствии с учебными планами, разработанными на основании Базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и программами, разработанными на основе государственных образовательных стандартов.
Комплектование классов осуществляется на основании заключений   городской (областной) психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) и направлений  органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Наполняемость классов определяется в соответствии с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида образовательного учреждения и варьируется от 6 до 12 человек.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося не должен превышать 36 академических часов в неделю.
Обучающиеся бесплатно обеспечиваются литературой.

1.2.

В условиях обучения на дому Обучение на дому детей-инвалидов регламентируетсяписьмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6  «Об  индивидуальном  обучении  больных детей  на  дому»,  Постановлением администрации Тамбовской области  от 15.08.2005  № 716  «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому».
Для  детей-инвалидов,  которые  по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления  образованием и  образовательные  учреждения,  реализующие общеобразовательные  программы,   с   согласия  родителей   (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
Основанием для организации обучения  на  дому детей-инвалидов является заключение лечебно-профилактического учреждения, выдаваемое в соответствии с перечнем заболеваний,  наличие которых  дает  право  на обучение на дому.
Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет  образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется — образовательное учреждение),  как  правило,  ближайшие  к  их  месту жительства.
В соответствии с учебными планами, разработанными на основании Базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и программами, разработанными на основе государственных образовательных стандартов.
Зачисление  ребенка-инвалида  в   образовательное   учреждение осуществляется   в   общем порядке,  установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.
Для обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю:
в 1 — 3 (4) классах – до 8 часов;
в 4 (5) — 7 (8) классах  — до 10 часов;
в 8 (9) классах — до 11 часов;
в 9 (10) — 10 (11) классах — до 12 часов.
В случае необходимости, и при наличии финансовых возможностей, образовательное учреждение вправе увеличить количество часов для обучения детей-инвалидов на дому, учитывая при этом их психофизические возможности.
Детям-инвалидам,    обучающимся   на   дому,   образовательное учреждение:
предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения, компьютерную технику,  программное обеспечение, комплекты оборудования необходимого для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников; оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим государственную (итоговую) аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.
Обучение на дому детей-инвалидов может осуществляться  с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).
При наличии возможности следует обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его  учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально на основании рекомендаций специалистов.
Взаимоотношения  родителей   (законных   представителей) и образовательного учреждения строятся на основании договора.  Договором
оговариваются   обязательные   условия      сроки  обучения,  уровень реализуемой программы,  процедуры промежуточной и итоговой аттестации, виды   и   формы   контроля   за  ходом  и  качеством  образовательной деятельности.
Финансирование  расходов на организацию воспитания и обучения
детей-инвалидов на дому осуществляется за счет  субвенций,  выделяемых
из   областного   бюджета   бюджетам  муниципальных   образований  на
финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации  ими государственного стандарта общего образования.
Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и
воспитания  ребенка-инвалида  на  дому  сверх установленного норматива
производятся родителями (законными представителями).

4.3.   Предоставление  услуг в области дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных и муниципальных  образовательных учреждениях дополнительного образования детей осуществляется в следующих объемах:

  Наименование государственной услуги Объем государственной услуги
1. Образовательные услуги:  
1.1. Предоставлениеуслуг в областидополнительного образования Обучение по дополнительным образовательным программам, удовлетворяющим разнообразные интересы детей по различным направленностям (11 направленностей) и формам обучения (очное,  заочное, с использованием информационных технологий, индивидуальное, групповое, с краткосрочным и долгосрочным периодом обучения)
 

1.2.

Организация и проведение массовых мероприятий с обучающимися и педагогами Проведение творческих конкурсов, фестивалей, конференций, соревнований, слетов, др.
    Учреждение может оказывать дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ, по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами

 

5. Требования к информационному обеспечению получателей государственных услуг при обращении за оказанием государственных услуг и в ходе получения государственных услуг.

5.1. Состояние информации об областных государственных и муниципальных  образовательных учреждениях и оказываемых ими государственных услугах должны соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
5.2 Информация об оказываемых государственных услугах должна находиться непосредственно в областных государственных и муниципальных  образовательных учреждениях, а также должна доводиться до получателей посредством электронного информирования, в том числе путем размещения на официальном сайте управления образования  и науки Тамбовской области и средствами массовой информации.

6. Требования к срокам оказания государственных услуг.

6.1. Оказание государственных услуг по предоставлению начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования  детям с ОВЗ и детям-инвалидам осуществляется в течение следующих нормативных сроков освоения общеобразовательных программ:
1) по программе начального общего образования – 4 года;
2)    по программе основного общего образования – 5 лет;
3)    по программе среднего (полного) общего образования – 2 года.
6.2. Оказание государственных услуг по предоставлению начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии осуществляется в течение нормативного срока освоения соответствующей общеобразовательной программы.
6.5. Оказание государственных услуг по предоставлению дополнительного образования в областных государственных  и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей осуществляется в срок, позволяющий реализовать соответствующую образовательную программу.