1. Обоснование целесообразности реализации мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Законодательство Российской Федерации (в частности, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») устанавливает государственные гарантии прав граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Практика работы ряда субъектов Российской Федерации (г. Москва, Калининградская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Карелия и другие), в том числе, в рамках реализации проектов Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, свидетельствует о том, что в качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения и нуждаются в обучении на дому (далее — дети-инвалиды), целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Организация дистанционного обучения детей-инвалидов позволяет обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным информационным ресурсам, оказать поддержку семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, способствует созданию безбарьерной среды для детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширению возможностей их последующей профессиональной занятости, как следствие, — их успешной социализации и интеграции в общество.
Для расширения доступности образования для детей-инвалидов в масштабах Российской Федерации представляется целесообразным создать условия для организации на базе образовательных учреждений дистанционного обучения всех детей указанной категории, которым рекомендовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.
2. Создание условий для дистанционного обучения детей-инвалидов в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы
2.1. Мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы
С целью реализации поручения Президента Российской Федерации от 19 мая 2008г. № Пр-988 (пункт «б») Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществлялась подготовка предложений по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, в частности, по оснащению мест их проживания необходимыми техническими средствами, в том числе обеспечивающими доступ к сети Интернет.
По результатам проработки данного вопроса в программу реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы (одобрена на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 г.) включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» (далее — проект), предусматривающее поэтапное создание в течение 4 лет в каждом субъекте Российской Федерации условий для дистанционного обучения детей-инвалидов.
Предполагается, что в 2009 году основным содержанием проекта будет создание в каждом субъекте Российской Федерации базового учреждения — центра дистанционного образования детей-инвалидов, а также создание условий для организации дистанционного обучения первой группы детей-инвалидов.
Реализацию проекта предполагается осуществлять на условиях паритетного софинансирования за счет средств федерального бюджета (предоставление субсидий субъектам Российской Федерации) и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Планируется, что объем финансирования проекта из федерального бюджета составит за четыре года (2009-2012) 8,5 млрд. рублей, в том числе: в 2009 г. — 1 млрд. рублей, в 2010-2012 годах — по 2,5 млрд. рублей ежегодно.
2.2. Основные направления деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации
Реализация проекта в субъекте Российской Федерации предполагает:
создание центра дистанционного образования;
подбор и подготовку педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее -учителя);
подключение мест проживания (рабочих мест) детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования по широкополосным каналам доступа к сети Интернет (либо модернизацию существующих каналов доступа к сети Интернет);
обеспечение детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее -комплекты оборудования), включая доставку оборудования и пусконаладочные работы, а также обеспечение необходимыми расходными материалами;
организацию образовательного процесса для детей-инвалидов;
обеспечение информационно-методической поддержки деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов (включая проведение обучающих мероприятий для учителей, иных работников образовательных учреждений и органов, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за организацию дистанционного обучения детей-инвалидов, разработку учебно-методических материалов, организацию мониторинга реализуемых мероприятий);
обеспечение технической поддержки и обслуживания каналов связи и комплектов оборудования.
2.3. Перечень первоочередных мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в рамках проекта
Для организации дистанционного обучения детей-инвалидов необходимо осуществить в 2009 году следующие первоочередные мероприятия:
На федеральном уровне:
- утвердить порядок и условия предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов;
утвердить форму соглашения между Федеральным агентством по образованию и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии и соответствующие формы отчетности субъектов Российской Федерации;
утвердить требования к оснащению мест проживания (рабочих мест) детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования детей-инвалидов комплектами оборудования, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания комплектов оборудования; - обеспечить предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов в соответствии с заключенными соглашениями;
- обеспечить информационно-методическую поддержку реализации мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации, в том числе:
централизованное проведение обучающих мероприятий для учителей, иных работников образовательных учреждений, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за организацию дистанционного обучения детей-инвалидов; - методическое сопровождение деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации (включая совершенствование учебно-методического комплекса;
- предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам; организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме);
- мониторинг реализации мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации;
- определить на конкурсной основе организацию, обеспечивающую на федеральном уровне методическую поддержку и координацию деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъектах Российской Федерации.
На уровне субъекта Российской Федерации:
- определить центр дистанционного образования;
- организовать комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов;
- организовать отбор и обучение учителей;
- определить перечень подключаемых к сети Интернет мест проживания (рабочих мест) детей-инвалидов и учителей;
- обеспечить размещение государственного заказа и заключение государственных контрактов на оказание услуг по подключению мест проживания детей-инвалидов и учителей к сети Интернет и обеспечению детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования комплектами оборудования в соответствии с утвержденными требованиями;
- организовать обучение детей-инвалидов и их родителей (иных законных представителей) пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения;
- обеспечить координацию и организационно-методическое обеспечение реализации мероприятий по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации.
2.4. Порядок и условия предоставления субсидий
Предполагается, что субсидии будут предоставляться бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы и (или) иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства субъекта Российской Федерации по организации дистанционного образования детей-инвалидов, на основании соглашения между Федеральным агентством по образованию и субъектом Российской Федерации о предоставлении субсидии.
Соглашение должно будет содержать в том числе следующие положения:
- сведения о наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего расходное обязательство субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия;
- сведения о размере финансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, на исполнение которого предоставляется субсидия, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;
- значения целевых показателей эффективности использования субсидии (в качестве таких целевых показателей предлагается рассматривать число детей-инвалидов, которым созданы условия для дистанционного образования, число учителей, прошедших обучение для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также количество созданных центров дистанционного образования);
- Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов». В настоящее время проект постановления находится на согласовании в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти.
- обязательство субъекта Российской Федерации по достижению целевых показателей эффективности использования субсидии;
- информацию об осуществлении контроля за соблюдением субъектом Российской Федерации условий, установленных при предоставлении субсидии;
- сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субсидия, и отчетности о достижении целевых показателей эффективности использования субсидии;
- иные положения, регулирующие порядок предоставления субсидии.
Распределение субсидий между субъектами Российской Федерации будет утверждаться Министерством образования и науки Российской Федерации.
Размер субсидий будет определяться с учетом численности детей-инвалидов, стоимости мероприятий по оснащению мест проживания (рабочих мест) детей-инвалидов, учителей и центров дистанционного образования комплектами оборудования и обеспечению их доступа к сети Интернет, а также с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Размер уровня софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий будет определяться по формуле:
У = 50% ‘ РБО, ‘где:
У, — уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации;
РБО1 — уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации»;
50% — средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидий.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может быть установлен выше 95 процентов и ниже 40 процентов расходного обязательства.
Оценка эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, будет осуществляться Федеральным агентством по образованию, исходя из достижения значений целевых показателей.
Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей
А.А. Левитская