Приложение
к приказу управления
образования и науки
от _________№ _______
1. Область требований к объему и условиям оказания государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования.
Требования к объему и условиям оказания в образовательных учреждениях услуг и в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования направлены на обеспечение реализации конституционных прав и законных интересов детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение доступного качественного образования.
Настоящие требования распространяются на образовательные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных на территории Тамбовской области.
Настоящие требования устанавливают виды, формы, порядок и условия предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и детям – инвалидам (далее вместе «дети с ограниченными возможностями здоровья»)
2. Сеть образовательных учреждений, оказывающих государственные услуги в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
2.1. Государственные услуги по предоставлению начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам могут оказываться в специальных (коррекционных) и неспециализированных образовательных учреждениях.
2.2. Государственные услуги по предоставлению дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей, а также в муниципальных общеобразовательных учреждениях реализующих дополнительные образовательные программы.
2.3. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) и неспециализированные образовательные учреждения осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), в случаях установленных законодательством Российской Федерации по решению органов опеки и попечительства и в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) по месту жительства ребенка, на основании документов, перечень которых определяется уставом учреждения.
2.4. Государственные областные и муниципальные образовательные учреждения создают условия для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Требования к организации образовательного процесса.
3.1. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий.
3.2. Основные и дополнительные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются образовательными учреждениями на основе примерных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
3.3. Образовательное учреждение разрабатывает учебный план с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, содержащий:
инвариантную часть, обеспечивающую обязательный уровень учебных знаний, умений и навыков, компетентностей;
вариативную часть, обеспечивающую индивидуальный характер развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Требования к объему оказываемых государственных услуг.
4.1. Предоставление услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам в неспециализированных образовательных учреждениях осуществляется в следующих объемах:
Наименование государственной услуги | Объем государственной услуги | |
1. | Образовательные услуги | |
1.1. | Предоставление государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов образования в неспециализированных образовательных учреждениях: | В соответствии с образовательными программами начального общего основного общего и среднего (полного) общего образования. |
В классах интегрированного обучения | Образовательный процесс в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Образовательный процесс в классах интегрированного обучения осуществляется на основе учебных планов соответствующих типов и видов образовательных учреждений с использованием средств и методов обучения, учитывающих специфику физических и (или) психических нарушений обучающихся. При получении образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в классе интегрированного обучения целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный федеральный перечень учебников и соответствующим программе обучения. Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. |
|
В условиях воспитания и обучения на дому | Обучение на дому детей-инвалидов регламентируетсяписьмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Постановлением администрации Тамбовской области от 15.08.2005 № 716 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому» Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому детей-инвалидов является заключение лечебно-профилактического учреждения, выдаваемое в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется — образовательное учреждение), как правило, ближайшие к их месту жительства. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения. Для обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю: в 1 — 3 (4) классах – до 8 часов; в 4 (5) — 7 (8) классах — до 10 часов; в 8 (9) классах — до 11 часов; в 9 (10) — 10 (11) классах — до 12 часов. В случае необходимости, и при наличии финансовых возможностей, образовательное учреждение вправе увеличить количество часов для обучения детей-инвалидов на дому, учитывая при этом их психофизические возможности. Детям-инвалидам, обучающимся на дому, образовательное учреждение: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения, компьютерную технику, программное обеспечение, комплекты оборудования необходимого для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников; оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим государственную (итоговую) аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Обучение на дому детей-инвалидов может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий. Возможно сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах). При наличии возможности обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально на основании рекомендаций специалистов. Взаимоотношения родителей (законных представителей) и образовательного учреждения строятся на основании договора. Договором оговариваются обязательные условия: сроки обучения, уровень реализуемой программы, процедуры промежуточной и итоговой аттестации, виды и формы контроля за ходом и качеством образовательной деятельности. Финансирование расходов на организацию воспитания и обучения детей-инвалидов на дому осуществляется за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому сверх установленного норматива производятся родителями (законными представителями)
|
|
В специальных (коррекционных) классах при общеобразовательном учреждении | Образовательный процесс в специальных (коррекционных) классах организуется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, другими нормативными правовыми документами, регламентирующими обучение детей с ограниченными возможностями здоровья В соответствии с учебными планами, разработанными на основании Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и программами, разработанными на основе государственных образовательных стандартов. Комплектование классов осуществляется на основании заключений муниципальной (городской) психолого-медико-педагогической комиссии и направлений органа управления образованием. Наполняемость классов определяется в соответствии с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида образовательного учреждения и варьируется от 6 до 12 человек. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося не должен превышать 36 академических часов в неделю. Обучающиеся бесплатно обеспечиваются литературой. |
4.2. Предоставление услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с ограниченными возможностями здоровьяпо основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях осуществляется в следующих объемах:
Наименование государственной услуги | Объем государственной услуги | |
1. |
Образовательные услуги: | |
1.1. | Предоставление государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов образования в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях: | В соответствии с учебными планами, разработанными на основании Базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и программами, разработанными на основе государственных образовательных стандартов. Комплектование классов осуществляется на основании заключений городской (областной) психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) и направлений органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Наполняемость классов определяется в соответствии с типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от вида образовательного учреждения и варьируется от 6 до 12 человек. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося не должен превышать 36 академических часов в неделю. Обучающиеся бесплатно обеспечиваются литературой. |
1.2. |
В условиях обучения на дому | Обучение на дому детей-инвалидов регламентируетсяписьмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Постановлением администрации Тамбовской области от 15.08.2005 № 716 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому». Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому. Основанием для организации обучения на дому детей-инвалидов является заключение лечебно-профилактического учреждения, выдаваемое в соответствии с перечнем заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому. Обучение на дому детей-инвалидов осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (далее именуется — образовательное учреждение), как правило, ближайшие к их месту жительства. В соответствии с учебными планами, разработанными на основании Базисного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, и программами, разработанными на основе государственных образовательных стандартов. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения. Для обучения детей-инвалидов на дому устанавливается следующее количество часов учебного плана в неделю: в 1 — 3 (4) классах – до 8 часов; в 4 (5) — 7 (8) классах — до 10 часов; в 8 (9) классах — до 11 часов; в 9 (10) — 10 (11) классах — до 12 часов. В случае необходимости, и при наличии финансовых возможностей, образовательное учреждение вправе увеличить количество часов для обучения детей-инвалидов на дому, учитывая при этом их психофизические возможности. Детям-инвалидам, обучающимся на дому, образовательное учреждение: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения, компьютерную технику, программное обеспечение, комплекты оборудования необходимого для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников; оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим государственную (итоговую) аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании. Обучение на дому детей-инвалидов может осуществляться с использованием дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах). При наличии возможности следует обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяется индивидуально на основании рекомендаций специалистов. Взаимоотношения родителей (законных представителей) и образовательного учреждения строятся на основании договора. Договором оговариваются обязательные условия сроки обучения, уровень реализуемой программы, процедуры промежуточной и итоговой аттестации, виды и формы контроля за ходом и качеством образовательной деятельности. Финансирование расходов на организацию воспитания и обучения детей-инвалидов на дому осуществляется за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому сверх установленного норматива производятся родителями (законными представителями). |
4.3. Предоставление услуг в области дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей осуществляется в следующих объемах:
Наименование государственной услуги | Объем государственной услуги | |
1. | Образовательные услуги: | |
1.1. | Предоставлениеуслуг в областидополнительного образования | Обучение по дополнительным образовательным программам, удовлетворяющим разнообразные интересы детей по различным направленностям (11 направленностей) и формам обучения (очное, заочное, с использованием информационных технологий, индивидуальное, групповое, с краткосрочным и долгосрочным периодом обучения) |
1.2. |
Организация и проведение массовых мероприятий с обучающимися и педагогами | Проведение творческих конкурсов, фестивалей, конференций, соревнований, слетов, др. |
Учреждение может оказывать дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ, по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами |
5. Требования к информационному обеспечению получателей государственных услуг при обращении за оказанием государственных услуг и в ходе получения государственных услуг.
5.1. Состояние информации об областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях и оказываемых ими государственных услугах должны соответствовать требованиям Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
5.2 Информация об оказываемых государственных услугах должна находиться непосредственно в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также должна доводиться до получателей посредством электронного информирования, в том числе путем размещения на официальном сайте управления образования и науки Тамбовской области и средствами массовой информации.
6. Требования к срокам оказания государственных услуг.
6.1. Оказание государственных услуг по предоставлению начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования детям с ОВЗ и детям-инвалидам осуществляется в течение следующих нормативных сроков освоения общеобразовательных программ:
1) по программе начального общего образования – 4 года;
2) по программе основного общего образования – 5 лет;
3) по программе среднего (полного) общего образования – 2 года.
6.2. Оказание государственных услуг по предоставлению начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии осуществляется в течение нормативного срока освоения соответствующей общеобразовательной программы.
6.5. Оказание государственных услуг по предоставлению дополнительного образования в областных государственных и муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей осуществляется в срок, позволяющий реализовать соответствующую образовательную программу.