( из материалов, размещенных на Госбуке)
Очень важной составляющей принципа многосторонней коммуникации при организации образовательного процесса является также рецензирование (комментирование) работ учащихся. При самостоятельном освоении учащимися базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения эта работа приобретает особое значение.
Ниже приведены в качестве примера правила написания рецензии (комментария) на работы учащихся по русскому языку и литературе.
Рецензия должна иметь определённую структуру:
— Обращение к ученику по имени. Благодарность за выполненную работу.
— Перечисление достижений ученика при выполнении работы
— Анализ ошибок с комментированием.
— Обоснование выставляемой оценки.
— Установка на успех в последующих работах и применении знаний на практике.
Оформление рецензии. Рецензию следует размещать над текстом работы ученика, скопированной в окно учительского комментария, чтобы новую информацию (рецензию) ученик видел раньше, чем старую (свою работу). Соответственно, каждую следующую рецензию следует помещать над предыдущей, отделяя линией одну от другой.
Каждую сданную учеником работу и каждую рецензию необходимо датировать. Таким образом сохраняется вся история достижений учащегося.
В рецензии приветствуется использование абзацев (отделяемых друг от друга одной пробельной строкой), нумерованных и маркированных списков — всего, что позволяет сделать учительский комментарий более структурированным.
Чего не следует делать, оформляя рецензию:
— Использовать слишком много разнообразных выделений (жирным шрифтом, курсивом, подчёркнутым, цветом): это может запутать ученика.
— Выделять большие куски текста (например, целые абзацы) курсивом, жирным шрифтом, подчёркиванием, цветом: это затрудняет чтение.
— Использовать сплошные прописные буквы: такое оформление в Интернете издавна приравнивается к крику.
— Использовать два, три и более восклицательных или вопросительных знака подряд: вполне достаточно одного.
— Использовать без крайней необходимости выделение цветом: это слишком сильный способ привлечения внимания.
— Использовать больше двух цветов: пестрота текста расфокусирует внимание.
— Использовать больше двух смайликов: к выражению эмоций надо прибегать в последнюю очередь, как к средству, дополняющему, но не заменяющему слова.
Особенности написания рецензии на работы учащихся по русскому языку и литературе.
1. Рецензия на работы учащихся по русскому языку должна соответствовать «Общим положениям о рецензии».
2. Текст рецензии должен быть образцом грамотной литературной речи, понятной ученику.
3. Анализ ответа проводится в соответствии с учётом психофизических возможностей ученика.
4. При анализе и оценке ответа ученика по русскому языку и литературе дополнительно учитываются следующие критерии:
а) степень самостоятельности выполнения работы (работа, выполненная с помощью учителя, родителя или любого другого человека, не может быть оценена высшим баллом — в рецензии учитель обязательно должен обосновать оценку; в случае выявления несамостоятельного выполнения работы в рецензии необходимо привести доказательства полного или частичного заимствования текста из какого-либо источника);
б) способности ученика, его индивидуальная образовательная траектория и текущие достижения в изучении предмета;
в) глубина усвоения теоретического материала и идейного содержания художественного произведения (для ответа по литературе);
г) соответствие объёма и качества проделанной работы теме вопроса (задания);
д) использование учеником дополнительных материалов;
е) грамотность (наличие ошибок по русскому языку не позволяет оценить работу по литературе на высший балл).
ж) культура оформления работы.
В рецензии по литературе не допускается:
— цитировать работу ученика с его же ошибками;
— принимать концептуально неверное изречение за оригинальное суждение ученика;
— подменять школьный анализ художественных произведений включением в текст рецензии больших фрагментов критических статей, научных исследований (анализ программных произведений проводится индивидуально в диалоге «учитель — ученик»);
— подменять литературный анализ работы ученика комментированием ошибок по русскому языку (орфографические и языковые ошибки учитель литературы исправляет, помечая красным, но не проводит их анализ).
Типы рецензий. Можно выделить два типа рецензии: обучающую и итоговую.
Обучающая рецензия создаётся на первоначальный ответ ученика, содержащий ошибки и недочёты, и последующие ответы, представляющие собой работу над ошибками. Данная рецензия включает объяснение промежуточных оценок (или невозможность оценки), рекомендации по исправлению допущенных ошибок и советы по применению полученных знаний по теме.
Итоговая рецензия является аргументацией выставления окончательной оценки за выполненную работу и является заключительной в цепочке обучающих рецензий.
Алгоритм создания обучающей рецензии:
— Ознакомиться с заданием.
— Прочитать ответ ученика и оценить его по всем критериям (на все ли вопросы задания ответил, верно ли применил правила, правильно ли вставил пропущенные буквы и знаки препинания и пр.).
— Приступить к написанию рецензии по следующему плану:
— а) выразить благодарность за выполненную работу (помнить, что рецензия адресована конкретному ученику);
— б) отметить положительные стороны ответа, которые являются важными для данного ответа и данного ученика;
— в) внести необходимые комментарии и замечания по тексту, используя один из видов комментирования;
— обосновать оценку работы.
Стиль и речь рецензии. Ниже изложены общие рекомендации по стилистическому и речевому оформлению разных частей рецензии. При написании рецензии особенно важно учитывать этический аспект оценочного суждения, в частности, избегать категорических замечаний и слов с отрицательной оценкой.
Вступительная часть рецензии.
Во вступительной части рецензии (после обращения к ученику по имени) для выражения общего впечатления от работы, можно использовать:
1) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + качественное прилагательное»: ответ хороший, толковый, интересный, продуманный и т.п.;
2) словосочетания вида «наречие + глагол 3-го лица единственного числа прошедшего времени»: хорошо поработал, безошибочно выполнила, отлично ответил, неплохо справилась и т.п.;
3) слова похвалы и одобрения: молодец, умница и т. п.;
4) предложения, нацеленные на повышение уверенности ученика: Я тобой горжусь! Ты замечательный рассказчик! Не скрывай свои таланты! и т. п.
Основная часть рецензии.
В основной части рецензии целесообразно употреблять:
1) глаголы 2-го лица: раскрываешь/не раскрываешь, сравниваешь/не сравниваешь, допускаешь/не допускаешь, задумываешься/не задумываешься, учитываешь/не учитываешь, доказываешь/не доказываешь и т. п.;
2) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени: ответил/не ответил, раскрыл/не раскрыл, использовал/не использовал, доделал (что-то)/ не доделал (что-то), довел до конца/не довел до конца, указал/не указал, учел/не учел, опустил, нарушил и т. п.;
3) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени с приставкой недо-: недопонял, недоделал, недовыполнил, недооценил (свои возможности) и пр.;
4) вводные слова, выражающие
— чувства говорящего: к сожалению, к радости, к удивлению и пр.;
— оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно, несомненно, возможно, очевидно, по-видимому, действительно и пр.;
— указание на источник сообщаемого: по-моему; по мнению многих ученых и пр.;
— последовательность мыслей и их связь: во-первых, во-вторых, наконец, в общем, в частности, например, следовательно, таким образом, итак, напротив, главное, кроме того и пр.;
— призыв к собеседнику: пожалуйста, скажем, предположим, допустим и пр.;
5) полные и краткие прилагательные: хорошие / хороши (примеры), (не)убедительные / (не)убедительны (доказательства), ошибочное / ошибочно (суждение), логичное / логично (рассуждение) и т. п.;
6) краткие страдательные причастия: дан (ответ), написана (работа), (ошибки) допущены, (логика) нарушена, сформулирован (вывод), сделано (заключение) и т. п.;
7) качественные наречия: отлично, хорошо, неплохо, серьёзно, глубоко, средне, невнимательно, небрежно, поверхностно и т. п.,
8) наречия, смягчающие категоричность суждений: немного, не совсем, не всегда, иногда и т. п.
Рекомендации.
При рекомендаций ученику целесообразно использовать:
1) глаголы повелительного наклонения нейтральной окраски: устрани, исправь, дополни, доработай, закончи и т. п.;
2) советы: лучше использовать, больше подходит и т. п.;
3) подсказки (в том случае, если ученик не в силах самостоятельно выполнить задание или неверно его понимает): обрати внимание, обрати внимание на подсказку, внимательно прочитай, подумай, сначала сделай то-то, следуй инструкции, выполняй по образцу и т. п.;
4) призыв к совместному действию: давай постараемся разобраться, попробуем вспомнить, вспомним о…, обратимся к… и т. п.;
5) рекомендации по использованию справочной литературы (желательно со ссылкой на электронную версию): обратись к словарю, уточни в словаре, воспользуйся энциклопедией / справочником и т. п.
Обоснование оценки.
При обосновании оценки целесообразно использовать:
1) краткие страдательные причастия: работа оценена, ответ может / не может быть оценён, оценка поставлена и т. п.;
2) указание на возможность повышения оценки: внеси дополнения, пожалуйста, и оценка будет повышена; оценка может быть повышена после доработки ответа и т. п.;
3) подчинительные союзы:
- причинные: потому что; так как; в виду того, что; благодаря тому что; вследствие того, что; в связи с тем, что и др.;
- целевые: чтобы; для того, чтобы и др.
- условные: если; если, то; если бы и др.;
- уступительные: несмотря на то, что; хотя и др.;
- следственные: так что.
Запрещены:
1) риторические вопросы типа Почему не реагируешь на мои замечания? Сколько раз тебе повторять? А где ответ? Это и весь ответ? Где выводы? и т. п.;
2) предложения с угрозой: Если не исправишь ошибки, ответ не будет оценён; Если не сделаешь вовремя, поставлю «два» и т. п.;
3) некорректные выражения типа можешь, когда хочешь; не знаешь — не надо было делать; наконец-то ты ответила; лучше бы не отвечал; чему тебя только учат; неужели трудно запомнить и т. п.;
4) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + негативно окрашенные прилагательные»: ответ ужасный, плохой, непродуманный, сумбурный, никуда не годится и т.п.;
5) сложные синтаксические конструкции;
6) обилие вводных и вставных конструкций (особенно в 5–7 классах);
7) употребление терминов без разъяснения их значения.
Виды рецензий по способу комментирования.
По способу комментирования работы ученика можно выделить несколько видов рецензий. Способ комментирования ответа ученика учитель может выбирать самостоятельно в зависимости от целей задания.
Комментарии в тексте рецензии. В ученическом ответе делаются пометы и исправления, а в тексте рецензии даётся отсылка к ним и подробное комментирование. Цель: научить ученика находить в тексте ответа ошибки и соотносить их с дистантным комментарием учителя. Применение: в заданиях любого типа.
Использование панели редактирования поможет систематизировать ошибки по их типам и внести единообразие в оформление комментариев.