Рецензирование работ учащихся при дистанционном обучении

( из материалов, размещенных на Госбуке)

Очень важной составляющей принципа многосторонней коммуникации при организации образовательного процесса является также рецензирование (комментирование) работ учащихся. При самостоятельном освоении учащимися  базовых и профильных учебных курсов электронного дистанционного обучения эта работа приобретает особое значение.

 Образовательному учреждению (образовательной организации) необходимо разработать четкие регламенты рецензирования (комментирования) работ учащихся, правила написания рецензий, в зависимости от специфики каждого предмета.

Ниже приведены в качестве примера правила написания рецензии (комментария) на работы учащихся по русскому языку и литературе.

 Общие положения о рецензии. При написании рецензии необходимо помнить, что рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») должна быть прежде всего текстом, содержащим анализ работы ученика и обоснованную оценку. Задачей рецензии является не простое перечисление и исправление ошибок, но помощь в понимании, усвоении и практическом применении полученных учеником знаний по теме.

Рецензия должна иметь определённую структуру:

—         Обращение к ученику по имени. Благодарность за выполненную работу.

—         Перечисление достижений ученика при выполнении работы

—         Анализ ошибок с комментированием.

—         Обоснование выставляемой оценки.

—         Установка на успех в последующих работах и применении знаний на практике.

Оформление рецензии. Рецензию следует размещать над текстом работы ученика, скопированной в окно учительского комментария, чтобы новую информацию (рецензию) ученик видел раньше, чем старую (свою работу). Соответственно, каждую следующую рецензию следует помещать над предыдущей, отделяя линией одну от другой.

Принципиально важно сохранить в первой рецензии работу ученика в том виде, в каком она была изначально сдана (в частности, для того, чтобы наглядно представить динамику коррекции).

Каждую сданную учеником работу и каждую рецензию необходимо датировать. Таким образом сохраняется вся история достижений учащегося.

В рецензии приветствуется использование абзацев (отделяемых друг от друга одной пробельной строкой), нумерованных и маркированных списков — всего, что позволяет сделать учительский комментарий более структурированным.

При написании рецензии необходимо соблюдать технические правила набора текстов. Рекомендуется также единообразно оформлять исправление ученических ошибок, опечаток и т. п.

Чего не следует делать, оформляя рецензию:

—         Использовать слишком много разнообразных выделений (жирным шрифтом, курсивом, подчёркнутым, цветом): это может запутать ученика.

—         Выделять большие куски текста (например, целые абзацы) курсивом, жирным шрифтом, подчёркиванием, цветом: это затрудняет чтение.

—         Использовать сплошные прописные буквы: такое оформление в Интернете издавна приравнивается к крику.

—         Использовать два, три и более восклицательных или вопросительных знака подряд: вполне достаточно одного.

—         Использовать без крайней необходимости выделение цветом: это слишком сильный способ привлечения внимания.

—         Использовать больше двух цветов: пестрота текста расфокусирует внимание.

—         Использовать больше двух смайликов: к выражению эмоций надо прибегать в последнюю очередь, как к средству, дополняющему, но не заменяющему слова.

Особенности написания рецензии на работы учащихся по русскому языку и литературе.

1. Рецензия на работы учащихся по русскому языку должна соответствовать «Общим положениям о рецензии».

2. Текст рецензии должен быть образцом грамотной литературной речи, понятной ученику.

3. Анализ ответа проводится в соответствии с учётом психофизических возможностей ученика.

4. При анализе и оценке ответа ученика по русскому языку и литературе дополнительно учитываются следующие критерии:

а) степень самостоятельности выполнения работы (работа, выполненная с помощью учителя, родителя или любого другого человека, не может быть оценена высшим баллом — в рецензии учитель обязательно должен обосновать оценку; в случае выявления несамостоятельного выполнения работы в рецензии необходимо привести доказательства полного или частичного заимствования текста из какого-либо источника);

б) способности ученика, его индивидуальная образовательная траектория и текущие достижения в изучении предмета;

в) глубина усвоения теоретического материала и идейного содержания художественного произведения (для ответа по литературе);

г) соответствие объёма и качества проделанной работы теме вопроса (задания);

д) использование учеником дополнительных материалов;

е) грамотность (наличие ошибок по русскому языку не позволяет оценить работу по литературе на высший балл).

ж) культура оформления работы.

В рецензии по литературе не допускается:

—         цитировать работу ученика с его же ошибками;

—         принимать концептуально неверное изречение за оригинальное суждение ученика;

—         подменять школьный анализ художественных  произведений включением в текст рецензии больших фрагментов критических статей, научных исследований (анализ программных произведений проводится индивидуально в диалоге «учитель — ученик»);

—         подменять литературный анализ работы ученика комментированием ошибок по русскому языку (орфографические и языковые ошибки учитель литературы исправляет, помечая красным, но не проводит их анализ).

Типы рецензий. Можно выделить два типа рецензии: обучающую и итоговую.

Обучающая рецензия создаётся на первоначальный ответ ученика, содержащий ошибки и недочёты, и последующие ответы, представляющие собой работу над ошибками. Данная рецензия включает объяснение промежуточных оценок (или невозможность оценки), рекомендации по исправлению допущенных ошибок и советы по применению полученных знаний по теме.

Итоговая рецензия является аргументацией выставления окончательной оценки за выполненную работу и является заключительной в цепочке обучающих рецензий.

Алгоритм создания обучающей рецензии:

—         Ознакомиться с заданием.

—         Прочитать ответ ученика и оценить его по всем критериям (на все ли вопросы задания ответил, верно ли применил правила, правильно ли вставил пропущенные буквы и знаки препинания и пр.).

—         Приступить к написанию рецензии по следующему плану:

—         а) выразить благодарность за выполненную работу (помнить, что рецензия адресована конкретному ученику);

—         б) отметить положительные стороны ответа, которые являются важными для данного ответа и данного ученика;

—         в) внести необходимые комментарии и замечания по тексту, используя один из видов комментирования;

—         обосновать оценку работы.

Стиль и речь рецензии. Ниже изложены общие рекомендации по стилистическому и речевому оформлению разных частей рецензии. При написании рецензии особенно важно учитывать этический аспект оценочного суждения, в частности, избегать категорических замечаний и слов с отрицательной оценкой.

Вступительная часть рецензии.

Во вступительной части рецензии (после обращения к ученику по имени) для выражения общего впечатления от работы, можно использовать:

1) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + качественное прилагательное»: ответ хороший, толковый, интересный, продуманный и т.п.;

2) словосочетания вида «наречие + глагол 3-го лица единственного числа прошедшего времени»: хорошо поработал, безошибочно выполнила, отлично ответил, неплохо справилась и т.п.;

3) слова похвалы и одобрения: молодец, умница и т. п.;

4) предложения, нацеленные на повышение уверенности ученика: Я тобой горжусь! Ты замечательный рассказчик! Не скрывай свои таланты! и т. п.

Основная часть рецензии.

В основной части рецензии целесообразно употреблять:

1) глаголы 2-го лица: раскрываешь/не раскрываешь, сравниваешь/не сравниваешь, допускаешь/не допускаешь, задумываешься/не задумываешься, учитываешь/не учитываешь, доказываешь/не доказываешь и т. п.;
2) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени: ответил/не ответил, раскрыл/не раскрыл, использовал/не использовал, доделал (что-то)/ не доделал (что-то), довел до конца/не довел до конца, указал/не указал, учел/не учел, опустил, нарушил и т. п.;

3) глаголы 3-го лица единственного числа прошедшего времени с приставкой недо-недопонял, недоделал, недовыполнил, недооценил (свои возможности) и пр.;

4) вводные слова, выражающие

—          чувства говорящего: к сожалению, к радости, к удивлению и пр.;

—          оценку говорящим степени реальности происходящего: конечно, несомненно, возможно, очевидно, по-видимому, действительно и пр.;

—          указание на источник сообщаемого: по-моему; по мнению многих ученых и пр.;

—          последовательность мыслей и их связь: во-первых, во-вторых, наконец, в общем, в частности, например, следовательно, таким образом, итак, напротив, главное, кроме того и пр.;

—          призыв к собеседнику: пожалуйста, скажем, предположим, допустим и пр.;

5) полные и краткие прилагательные: хорошие / хороши (примеры), (не)убедительные / (не)убедительны (доказательства), ошибочное / ошибочно (суждение), логичное / логично (рассуждение) и т. п.;
6) краткие страдательные причастия: дан (ответ), написана (работа), (ошибки) допущены, (логика) нарушена, сформулирован (вывод), сделано (заключение) и т. п.;

7) качественные наречия: отлично, хорошо, неплохо, серьёзно, глубоко, средне, невнимательно, небрежно, поверхностно и т. п.,

8) наречия, смягчающие категоричность суждений: немного, не совсем, не всегда, иногда и т. п.

Рекомендации.

При рекомендаций ученику целесообразно использовать:

1) глаголы повелительного наклонения нейтральной окраски: устрани, исправь, дополни, доработай, закончи и т. п.;

2) советы: лучше использовать, больше подходит и т. п.;

3) подсказки (в том случае, если ученик не в силах самостоятельно выполнить задание или неверно его понимает): обрати внимание, обрати внимание на подсказку, внимательно прочитай, подумай, сначала сделай то-то, следуй инструкции, выполняй по образцу и т. п.;

4) призыв к совместному действию: давай постараемся разобраться, попробуем вспомнить, вспомним о…, обратимся к… и т. п.;

5) рекомендации по использованию справочной литературы (желательно со ссылкой на электронную версию): обратись к словарю, уточни в словаре, воспользуйся энциклопедией / справочником и т. п.

Обоснование оценки.

При обосновании оценки целесообразно использовать:
1) краткие страдательные причастия: работа оценена, ответ может / не может быть оценён, оценка поставлена и т. п.;
2) указание на возможность повышения оценки: внеси дополнения, пожалуйста, и оценка будет повышена; оценка может быть повышена после доработки ответа и т. п.;

3) подчинительные союзы:

  • причинные: потому что; так как; в виду того, что; благодаря тому что; вследствие того, что; в связи с тем, что и др.;
  • целевые: чтобы; для того, чтобы и др.
  • условные: если; если, то; если бы и др.;
  • уступительные: несмотря на то, что; хотя и др.;
  • следственные: так что.

Запрещены:

1) риторические вопросы типа Почему не реагируешь на мои замечания? Сколько раз тебе повторять? А где ответ? Это и весь ответ? Где выводы? и т. п.;

2) предложения с угрозой: Если не исправишь ошибки, ответ не будет оценён; Если не сделаешь вовремя, поставлю «два» и т. п.;

3) некорректные выражения типа можешь, когда хочешь; не знаешь — не надо было делать; наконец-то ты ответила; лучше бы не отвечал; чему тебя только учат; неужели трудно запомнить и т. п.;

4) словосочетания вида «ответ (работа и т.п.) + негативно окрашенные прилагательные»: ответ ужасный, плохой, непродуманный, сумбурный, никуда не годится и т.п.;

5) сложные синтаксические конструкции;

6) обилие вводных и вставных конструкций (особенно в 5–7 классах);

7) употребление терминов без разъяснения их значения.

Виды рецензий по способу комментирования.

По способу комментирования работы ученика можно выделить несколько видов рецензий. Способ комментирования ответа ученика учитель может выбирать самостоятельно в зависимости от целей задания.

Сообщение о наличии ошибок. В тексте рецензии говорится о наличии ошибок в ответе ученика, но сами ошибки не называются и не исправляются. Цель: самостоятельное нахождение и исправление ошибок учеником. Применение: в заданиях любого типа при условии возможности самостоятельного обнаружения учеником допущенных ошибок.
Комментарии в тексте работы. Комментирование осуществляется непосредственно в тексте ученического ответа, а в тексте рецензии даётся отсылка к работе ученика с внесёнными в неё исправлениями. Цель: дать ученику возможность сразу сопоставить ответ и комментарий учителя. Применение: 1) в заданиях по развитию речи (например, если допущены ошибки в строении и значении предложения); 2) в заданиях любого типа, если допущены ошибки в словоупотреблении, построении текста и другие ошибки, требующие непосредственного соотнесения текста ответа и комментария учителя.

Комментарии в тексте рецензии. В ученическом ответе делаются пометы и исправления, а в тексте рецензии даётся отсылка к ним и подробное комментирование. Цель: научить ученика находить в тексте ответа ошибки и соотносить их с дистантным комментарием учителя. Применение: в заданиях любого типа.

 Рекомендации по оформлению исправлений.

Использование панели редактирования поможет систематизировать ошибки по их типам и внести единообразие в оформление комментариев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *