(МАОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов)
Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является очевидной, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях.
Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные особенности, расширяет коммуникативную сферу учащихся.
В дистанционном обучении учащимся часто предлагается для изучения учебный материал в форме модуля, который дублирует фрагмент бумажного учебника для очного обучения. Такой материал может дополняться иллюстрациями и видеосюжетами, тестовыми заданиями. Вместе с тем, в основе создания учебных модулей, как правило, ориентация на заучивание и воспроизведение учениками определенного количества информации, что противоречит целям продуктивного обучения.
Как же сделать образовательную среду интерактивной? Для этого нужно помнить , что содержание учебного материала усваивается лучше, если оно не передаётся ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности, самостоятельных наблюдений. Чтобы познаваемый объект был наблюдаем учеником, должны соблюдаться определенные условия: а) объект должен быть выделен учеником из окружающей среды; б) обозначен им в виде термина, понятия, рисунка, знака или иного средства; в) между учеником и объектом должно быть установлено взаимодействие на основе одного из известных ученику способов [2] .
Так, при изучении темы «Причастие» в 7 классе ученику предлагается материал для наблюдения:
Сравните словосочетания:
Синее небо синеющее небо
Красное яблоко краснеющее яблоко
Молодая женщина помолодевшая женщина
Очень важен правильно построенный диалог:
— Какие слова обозначают постоянные признаки предмета? (синее, красное, молодая)
— Какие слова обозначают признаки, развивающиеся во времени, признаки, которые создаются действием предмета? (синеющее, краснеющее, помолодевшая)
— Какими глаголами можно заменить эти слова?
— Слова, причастные к глаголу, мы назовем «причастиями».
Далее ученику предлагается сравнить однокоренные слова и выделить среди них причастия.
Важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока. Для этого используются таблицы, схемы, рисунки. Ученику предлагается задание «прочитать схему», а затем образовать слово по предложенным моделям. Предположим, схема образования причастий прошедшего времени выглядит так:
Прочитав схему, мы приступаем к выполнению задания: пользуясь схемой, запиши причастия, указывая глагол , от которого оно образовано.
Причастия и глаголы ученики записывают поморфемно (с-кош-енн-ый). Такая запись помогает лучше разобраться в морфемном строении этих слов и избежать многих ошибок в написании суффиксов.
Оживить мыслительные процессы ученика помогают задания типа «Лови ошибку!»
Н и НН в суффиксах причастий
Найди ошибку! Подсказка!
1.Тканная скатерть нет признаков НН
2. Брошеный камень образовано от глагола с.в.
3. Бракованная деталь есть -ова
4. Желанный гость исключение
5. Пересоленный суп приставка
С точки зрения эвристического обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена в его внутреннее личностное содержание, если у него нет на то соответствующей готовности, заключающейся в «оживлении» его внутренних образовательных процессов. Здесь важно опираться на личный опыт ученика.
У Лены Е. есть собака, о которой она много рассказывает. Предлагаю написать небольшой рассказ о своем питомце, используя опорные слова с приставками пре и при Так появляется эта работа.
Однажды произошла преудивительная история. На дороге сидел беспризорный щенок. Он сжимался от холода и смотрел на меня прищуренными глазами. У него была премилая мордочка. Я позвала его за собой. Дома я накормила щенка и оставила у себя. Мы приручили щенка, и он превратился в породистую собаку
Создание личностно-ориентированной образовательной среды позволяет сохранять и развивать гуманистическую составляющую образования в противовес технократической.
Литература
Моисеева М.В., Полат Е.С., и др. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна.- М.: Издательский дом «Камерон», 2004. -216 с.
2 . Хуторской А.В. Модель образовательгой среды в дистанционном эвристическом обучении. Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0901.htm (Дата обращения 20.12.12)