(Ольга Новак, «Тамбовская жизнь», 24 ноября 2010 г.)
Лет десять назад Михаил Борисович Кушнир, преподаватель с более чем 45-летним стажем,музыки сильно смутил масштабное собрание педагогической общественности, заявив, что пятьдесят процентов выпускников школ не умеет читать. В зале, говорят, повисло молчание, а по окончании заседания учителя говорили: «Вы не правы, у нас не пятьдесят, у нас восемьдесят процентов выпускников не умеет читать». Нет, не надо сейчас же объяснять, что такого не может быть, что ложь, клевета и вымысел все это, а на самом деле — вот процент обученности, а вот качество знаний. Речь-то шла совсем о другом. Не о том, что выпускники букв не знают, а о том, что далеко не все из них способны действительно понять прочитанный текст, объяснить его, не скатываясь к «пересказу близко к тексту». …Увы, если подходить с такими мерками, то безграмотных или малограмотных на самом деле окажется немало.
Отнестись к этому факту можно по-разному. Можно сказать, что ничего этого на самом деле нет. Можно подойти более объективно и заявить, что даже если все так и есть, то такое положение дел никому не мешает. Или, допустим, сказать, что это, в общем-то, в порядке вещей, ведь подобную «неграмотность» можно рассматривать просто как проявление больше или меньшей одаренности. Оно, может быть, и так, ведь даже озабоченный этой самой неграмотностью М. Кушнир придерживается того мнения, что среди современного человечества лишь около десяти процентов могут быть признаны действительно творческими «продуктивными», иначе говоря, личностями (некоторые единомышленники его поправляют — не десять, а семь…. )
— Процент творческих, креативных, «продуктивных» личностей может быть гораздо выше — двадцать, тридцать, да хоть восемьдесят процентов, — уверен между тем М. Кушнир.
У него есть собственная теория того, как этого добиться. Впрочем, далеко не только этого, но и этого тоже.
— Существует шесть творческих, креативных уровней, — объясняет Михаил Борисович, — Первый — это просто мышление на родном языке, второй — появление художественного мышления, включение в собственное мышление, речь фрагментов прочитанных стихов, услышанных мелодий, и т. д., третий уровень характеризуется способностью воспроизвести целостный фрагмент, например, пропеть мелодию, и не единственную, прочесть стихотворение, тоже не одно, импровизировать и т. д. Четвертый креативный уровень подразумевает возможность свободно и целостно представить художественное произведение, при этом сам человек способен создавать как инструктивные, так и относительно оригинальные произведения. Достижение этого вот четвертого уровня доступно любому человеку. Ну а пятый и шестой зависят от генетики. Или от Бога.
Михаил Борисович предпочитает вариант «от Бога». И не просто потому, что лично он человек верующий, но потому, что никакого иного объяснения существованию мира и человека в нем, кроме сотворенности, предложить невозможно.
— Сделать что-то можно лишь тогда, когда знаешь, как делать, и так — на любом уровне. Значит, вначале было знание, только потом действие. И откуда-то это знание взялось, кто-то его давал человеку, и давал — Бог, — говорит он.
Когда-то, в прямом смысле в ветхозаветные времена, Бог напрямую говорил с человеком, но с тех пор прошло немало лет, человечество изменилось, одновременно измельчав (не только Бог не говорит сейчас напрямую людям, но и о пророках как-то не слышно), став формально образованнее и потому недоверчивее — да мало ли причин для молчания Бога. Но молчание на самом деле кажущееся, разговор с с человеком продолжается, только — уверен Михаил Борисович — на языке искусства, максимально понятном каждому человеку вне зависимости от национальности, возраста и т. д. Согласившись с этим, легко принять и следующее утверждение Михаила Борисовича: искусство — это фундаментальная основа всех языков, не национальных, разумеется, а языков отдельных отраслей знания. М. Кушнир с легкостью доказывает, как на самом деле химия «говорит» на языке физики, науки более общего характера, физика, в свою очередь, по той же самой причине использует язык математики, ну а математика — язык гармонии и искусства. Наряду с этими горизонтальными связями существует, по мысли М. Кушнира, и связь вертикальная: Творец говорит на языке искусства, этот язык способствует возникновению вербальной речи, которой мы все пользуемся, ну а с помощью вербальной системы — другие системы и правила вплоть до правил поведения в вагоне метро.
И все это — к тому, что рост креативности (тот самый, вместо десяти процентов — ну хотя бы тридцать), чем, кстати говоря, так озабочены современные деятели образования, совершенно невозможен без базового знания искусства, без наличия у человека некоей «платформы» искусства.
— … А у нас музыкальное, художественное образование — «дополнительное», что-то необязательное, — восклицает М. Кушнир и рассказывает о концертных роялях в сельских японских школах, о почти поголовной музыкальной грамотности американцев и о том, как его студенты выписали из трехтомного учебника физики Ландсберга имена всех ученых-физиков, исследовали их биографии. И оказалось, что тех, кто к искусству отношения никакого не имел, считанные единицы.
— Введение всеобщего базового художественного образования должно стать национальной идей, если только на самом деле нужны творческие индивидуальности! — горячо утверждает М.Кушнир.
Нужны или нет творческие индивидуальности, спорить не будем. Как и с тем, что художественное образование находится на задворках нынешней школы, то есть там, где и пребывало практически всегда. Но если так было всегда, то это совсем не означает того, что с этим надо согласиться. М. Кушнир создал пять учебников, основанных на собственной теории обучения музыке, и учебники эти, по его сведениям, имеются более чем в двух с половиной тысячах музыкальных школ и средних специальных учебных заведениях музыкального профиля, есть они и во всех музыкальных школах области. Он участвует в работе различных встреч и конференций международного уровня, работает со студентами — будущими педагогами… А с начала этого года включился в проект дистанционного образования детей-инвалидов. В рамках проекта дети-инвалиды, получившие специальное компьютерное оборудование и бесплатный Интернет, имеют возможность изучать ряд предметов школьного цикла с помощью этого самого Интернета. Ученик находится у себя дома, реальный преподаватель — в специально оборудованном центре или же у себя дома, общаются они в режиме реального времени. Задания при этом тоже вполне реальные, как и получаемые знания.
— Дочь занимается с большим увлечением, — рассказывает мама девятиклассницы Насти Карякиной Наталья Азиковна, — На следующий год, если в десятом классе предусмотрен такой предмет, с радостью продолжит. Уроки очень интересные, причем они очень сильно отличаются от школьных уроков, ведь здесь всегда есть возможность сыграть что-то на инструменте. Программа первой четверти была, на мой взгляд, довольно насыщенная, но и результаты неплохие: при том, что раньше дочь о музыке не знала практически ничего, то сейчас она освоила нотную грамоту, может сыграть простенькие одноголосные песенки, слушает отрывки из симфонических произведений. Думаю, все это только на пользу, ведь музыка позволяет человеку лучше понимать себя, других, делает личность богаче и гармоничнее.
Такое же успешное и радостное начало занятий музыкой и у Ани Мухановой. Ее мама Ольга Владимировна рассказала, что Аня с детства мечтала заниматься музыкой. Но ни инструмента дома, ни возможности ездить в музыкальную школу… Так что когда появилась возможность присоединить к изучаемым дистанционно химии и информатике еще и музыку, Аня была просто в восторге. В доме появился предоставленный Центром дистанционного образования синтезатор, М. Кушнир передал Ане, как и другим ученикам, необходимые для уроков диски и ноты.
За первую четверть «прошли» они, может, не так и много: двенадцать детских песенок, знакомых всем, кто начинал учиться музыке, семь русских народных песен, столько же пьес из «Детского альбома» Чайковского и «Альбома для юношества» Шумана, из симфонических произведений — познакомились с «Богатырской» симфонией Бородина, «Карнавалом животных» Сен-Санса и «Пер Гюнтом» Грига.
— Аня стала гораздо больше слушать классическую музыку, — с радостью замечает мама, — и даже всего одна четверть занятий способствовала тому, что она знает о музыке гораздо больше, чем раньше и, пожалуй, чем сверстники. К сожалению, при надомном обучении у ребенка очень ограничены контакты со сверстниками, так что бесплатный Интернет помог Ане найти собеседников в сети, да и общение с такими преподавателями, как Михаил Борисович Кушнир, для нее тоже очень важно. Видно, что он очень увлеченный и творческий человек, что для него важно, чтобы у ученика сформировалось целостное отношение к музыке…
Всего среди детей-инвалидов и находящихся на домашнем обучении уроки музыки в дистанционном варианте получает шесть человек. Михаил Борисович надеется, что сумеет у всех этих детей сформировать настоящее музыкальное мышление, и оно станет частью их личности. Творческой личности, воспитание которой у ребенка с ограниченными по состоянию здоровья возможностями, ничуть не менее важно, чем создание для него более комфортных условий жизни или открытия «окна в мир», потому что это тоже окно в мир, только несравненное большее окно в несравнимо более яркий мир.
— Человек, когда у него формируется музыкальное мышление и творческий подход, действительно меняется, меняется сама личность, — говорит М. Кушнир, — Конечно, прежде всего речь идет о тех людях, кто намерен сделать музыку делом всей жизни, и их я предупреждаю особо — и об этих изменениях, и о том, что в таком случае нужно особенно точно видеть перспективу.
Видеть перспективу, определять цель важно и для инвалидов, детей с ослабленным здоровьем, потому что они наверняка не хотят провести всю жизнь в четырех стенах. И если физические несовершенства этому мешают, то творческие силы могут преодолеть любые преграды, ведь «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь», а искусство — первично. Потому-то оно так важно для всех — для инвалидов и здоровых, для тех, кто богато одарен музыкально, и для тех, у кого желание превышает талант. Все они могут достичь многого при сформированном художественном мышлении. …А уж про умение правильно читать и говорить не приходится.
Ольга Новак