В зависимости от способа нагревания различают кузнечную, термитную, газовую и электрическую сварки. Последним достижением современной науки в этой отрасли является плазменная сварка.
Кузнечная и термитная сварки, которые не так давно были основными видами сварки, в течение нескольких последних десятилетий почти вытеснены электрической сваркой.
Электрическая сварка может быть дуговой, когда источником тепла является электрическая дуга, и контактной.
Электрическая дуговая сварка является выдающимся русским изобретением. В 1882 г. инженер Н. Н. Бенардос впервые применил для сварки электрическую дугу.
Н. Н. Бенардос присоединил один провод от источника тока к угольному электроду, а другой — к свариваемой детали. При этом возникла дуга, расплавившая кромки свариваемых деталей и присадочным металл, в результате чего свариваемые детали соединились.
В 1888 г. Н. Г. Славянов применил металлический электрод, являющийся одновременно присадочным металлом.
Сварка — это один из наиболее распространенных способов образования неразъемных соединений деталей в машиностроении и все больше вытесняет другие способы. Самыми важными преимуществами сварки являются высокое качество соединения, большая экономия металла, высокая производительность труда, простота оборудования и технологии выполнения.