Консультация для родителей «Развитие слухового восприятия у детей с ОВЗ»

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т. д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, боле важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Слуховое восприятие — очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Слуховое внимание — умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом.

Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т. д.

Для того чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Слуховое внимание, восприятие и память нужно целенаправленно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Для развития слухового сосредоточения, внимания и памяти учите ребенка определять направление шума и узнавать звучащий предмет. Поиграйте в игру «Где звенит колокольчик? ».

Следующая задача – научиться соотносить шум с реальной ситуацией, определять звук в быту: звонок в дверь, телефон, шум воды; определять голоса членов семьи, голоса животных и птиц; узнавать звуки и шумы, доносящиеся с улицы: машина, ветер, дождь.

Необходимо научить дифференцировать шумы по тональности.

Хорошо, если дома будет набор игрушек: колокольчик, дудочка, погремушка, барабан. Начинать нужно с различения двух звуков. Предложите ребенку игру «Угадай, что звучит? » (колокольчик, или барабан). Постепенно количество звучащих игрушек увеличивайте до пяти – шести.

Чтобы развить слуховую память, спросите ребенка: «Что звучало сначала, потом, какой звук был последний? Что не звучало? »

Прослушайте с ребёнком аудиозаписи природных звуков – шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем – сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке – зимой – скрип снега, весной – капель и т. п.

Хорошим упражнением для развития слухового восприятия является определение громкости звука («Где гудит поезд – далеко или близко? », высоты («Кто мяукает – кошка или котёнок? », тембра голоса («Кто тебя позвал? ») .

Важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»; научить перемещать предметы по заданию: «Возьми со стола мишку и посади на диван».

Предложите посмотреть на ряд игрушек внимательно, а затем подать сразу две игрушки: домик и мячик. Количество игрушек постепенно увеличивайте.

Хорошо развитое слуховое внимание является основой для формирования у детей навыков звуко-буквенного анализа и дальнейшего успешного обучения грамоте.

• «Поймай звук в ладошки» – детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

• «Где спрятался звук? » – определить место заданного звука в словах, поставив фишку в схему слова.

• «Сколько звуков? » – показать столько пальчиков, сколько звуков произнесено, назвать их последовательность.

• «Выбери картинки» – отобрать картинки, в названии которых есть определенный звук.

• «Запомни слова» – в предлагаемом тексте запомнить слова с заданным звуком.

• «Найди слово» – подобрать картинку к схеме слова и т. д

Предлагаею вам варианты некоторых речевых игр для развития слухового восприятия и фонематического слуха.

«Так ли это звучит? ».

Оборудование: две большие карточки, в верхней части которых изображены мишка и лягушка, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением слов, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка) .

Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если малыш не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе громко называют слова, отмечая многообразие слов, их разное и сходное звучание.

Игра «Придумай слово».

Предложите детям назвать слова:

• с «песенкой комарика» — зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина;

• с «песенкой жука» — жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы, кружок, ножик;

• с «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка;

• с «песенкой мотора» -рак, рыба, грибы, сыр, рама, торт;

• с «песенкой насоса» — собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

«Небылицы»

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малыши поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучка и бабушка в куклы играют,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки… К. Чуковский

«Подскажи словечко».

«Му» и «Му» – То правое, то левое

одно лишь слово День погас, и солнцу: – Прочь!

говорит всегда… корова. Приказала быстро… ночь.

Она понежит ушко. Много платьев,

Всегда такая мягкая Много хруста.

Белая… подушка. Как зовут ее?. Капуста.

Будет щедрый урожай, Земля лучами так согрета,

Вкусный будет… каравай. Что босиком гуляет… лето.

Вы можете проверить состояние фонематического слуха вашего ребёнка самостоятельно с помощью предлагаемых нами заданий.

1. Попросите ребенка повторить слоги парами: СА–ЗА, ГА-КА, БА-ПА, ДА-ТА и т. д.

2. Попросите ребенка повторить цепочки слогов состоящих из 3-4 слогов: БА-ПА-БА, ДА-ТА-ТА, ТУ-КА-ПО и т. д.

3. Для этого задания приготовьте картинки, на которых названия предметов отличаются друг от друга только одним звуком (из дифференцируемых, например: коЗа – коСа, уШи – уСы, миШка — миСка, Зайка — Шайка, Рак — Лак, Почка – Бочка и т. д. Разложите картинки перед ребёнком и поросите показать: где коЗа? коСа? миШка? миСка и т. д.

4. В конце можно дать такое задание: я буду называть разные звуки если услышишь звук М, хлопни в ладоши: а –п-м-т-н-с-ш-ц-х-м-д-м-з-н-с-л-м-з-ц-ш-с. Дальше проделываем тоже на материале слогов и слов.

Наиболее часто дети путают звуки похожие по звучанию или близкие по способу образования (по произношению). Как правило, это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, сь-щ, ц-ч, с-ц, з-с; соноры: р-л, рь-ль; твёрдые и мягкие: б-бь, з-зь, с-сь, и т. д. ; звонкие и глухие: д-т, в-ф, г-к, б-п и т. д.

Таким образом, недостатки в развитии слухового восприятия может вызвать затруднения в различении и произнесении звуков, а так же в освоении грамоты детьми.

Однако, последовательная и систематическая работа в данном направлении позволит избежать или по крайней мере, минимизировать трудности в овладении ребёнком письменной и устной речью.