Консультант рубрики: зав. лабораторией «Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» ТОГОАУ ДПО «ИПКРО» В.М. Чернышова
ЗПР — задержка психического развития – этот диагноз звучит не совсем приятно. Многие родители, расстроенные и обеспокоенные после общения с педиатром, решают познакомиться с проблемой ЗПР поближе.
Врачи часто необдуманно ставят этот диагноз здоровым детям, в то время, как каждый ребенок требует индивидуального подхода, особого, внимательного отношения. Но если диагноз ЗПР подтвердится, то отчаиваться не стоит. Совместная работа педагогов и родителей обязательно поможет ребенку справиться с его проблемой!
Причины возникновения ЗПР у детей
Возникновение ЗПР у детей происходит по различным причинам, как биологического, так и социального характера. Рассмотрим их подробнее.
Причины ЗПР биологического характера:
- Проблемы во время беременности;
- Сильные токсикозы, лечение сильнодействующими лекарствами, угроза прерывания, резус-конфликт, инфекционные болезни матери;
- Тяжелые роды;
- Гипоксия ребенка во время родов, применение щипцов, кесарево сечение;
- Минимальная мозговая дисфункция;
- Болезненность и ослабленность ребенка, недоношенность;
- Генетическая предрасположенность. Интересно, что матери большинства детей, которым поставили диагноз ЗПР, тоже страдают легкой интеллектуальной недостаточностью.
Причины ЗПР социального характера: Как правило, диагноз ЗПР особенно распространен в детских домах. Окружение дома также влияет на психику ребенка. В семьях с недостаточным материальным и интеллектуальным уровнем, где мало занимаются воспитанием и развитием подрастающего поколения, дети часто отстают в психическом и умственном развитии. В неблагополучных семьях часто ограничиваются удовлетворением биологических потребностей ребенка, а про необходимость читать с ним книги, рисовать, даже не подозревают. Потом в массовых детских садах, где одна воспитатель на 30 детей, такой ребенок опять же оказывается никому не нужен. Так проблема наслаивается на проблему и при общем равнодушии взрослых ребенок впоследствии не может справиться со школьной программой.
Признаки ЗПР у ребенка
ЗПР – пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью. Детям с ЗПР можно помочь, если вовремя обратить внимание на проблему. Родители и специалисты должны вместе работать с ребенком, разработать индивидуальную, подходящую только для него коррекционную программу.
Итак, признаки ЗПР:
— Недостаточный объем знаний;
— Незрелость мышления, не анализирует, что видит вокруг;
— Механизм приема и переработки информации нарушен;
— Неспособность сосредоточиться, нарушение внимания;
— Нарушения памяти;
— Низкий уровень речевого развития.
Как помочь ребенку с ЗПР?
- Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, обеспечить субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
- Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
- Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
- Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
- Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
- В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
- Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
- Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
- Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
- Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
- Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
- Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
- Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
- Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.), особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
- Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
- Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
- Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
- Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
- На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
- Создание доверительных отношений со взрослыми.
- Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.