Первым и основным психолого-педагогическим фактором, способствующим социальной адаптации ребёнка с нарушением зрения является семья.
Каждая семья с радостью ожидает новорожденного, особенно первенца, мечтает о его счастливом будущем. Мечты многих сбываются, однако в жизни бывают неожиданные и крупные повороты, на которых очень трудно устоять. Таким событием в жизни семьи является рождение ребёнка с нарушением зрения, тем более у здоровых родителей, без наследственной глазной патологии.
С появлением такого ребёнка в семье возникает иная психологическая обстановка. Психологи и тифлопедагоги называют её даже шоковой терапией. Вызвана она двумя обстоятельствами: во-первых, многие родители не имеют представления о том, чему и как учить ребёнка; во-вторых, многим родителям не ясны перспективы будущего своего ребёнка. Они ещё не знают потенциальных возможностей слабовидящих например.
Ярко выделяют четыре типа отношения к больному ребёнку.
1. Родители внутренне отказываются от своего ребёнка, так как их надежды не оправдались. Они отказывают ему в эмоциональном контакте. Продолжают выполнять свои обязанности по уходу за ребёнком и не более того. Никакие успехи ребёнка не способны сгладить то разочарование, которое они пережили. При таком отношении ребёнок растёт слабым, болезненным. Он в большей степени отстаёт в развитии. Подвержен страхам и неврозам.
2. Родители внутренне приняли ребёнка, но стесняются его, окклюзия, очки или явное косоглазие не украшают. Хотя родители и не отказывают малышу в эмоциональном общении, всё же предпочитают на людях бывать без него. Если пришлось пойти вместе, то они очень нервничают, стараются держаться от ребёнка на расстоянии. При таком отношении родителей дети развиваются лучше, но у них с раннего возраста формируется комплекс неполноценности. Такие дети растут необщительными, застенчивыми, тихими. Они не уверены в себе, плохо обучаются.
3. Родители воспринимают малыша как инвалида, о котором нужно заботиться, жалеют своего больного ребёнка. Стараются угадать все его желания, тем самым забаловывают своё чадо. В таких семьях дети не отстают в интеллектуальном развитии, но не развиваются физически. У них не формируются навыки самообслуживания — они ни чего не умеют делать. Становятся капризными, упрямыми. Стараются манипулировать близкими. Превращаются в семейных «повелителей».
4. Родители справились с эмоциональной травмой, любят и принимают ребёнка таким, какой он есть. Стараются помочь развиваться своему малышу, чтобы он стал полноценным, самостоятельным, имел активную жизненную позицию. При таком правильном подходе принятия и любви, полноценного общения ребёнок лучше развивается. Он активен, проявляет живой интерес к миру, легко обучается, уверен в себе, коммуникабелен. Очень распространены первые три типа отношения семьи к больному ребёнку. Родители не смогли преодолеть психологическую травму, вызванную известием о дефектности их ребёнка.
Значит родители сами нуждаются в помощи. Внутренний разлад не даёт возможности подумать о будущем с конструктивных позиций. Они не задаются вопросами: каким вырастет их ребёнок, как он будет жить без них, какие у него реальные перспективы? Они слишком заняты своими чувствами, своим горем. Часто родители даже не представляют сущности зрительного дефекта своего ребёнка. Как он влияет на зрение, на здоровье и развитие в целом. Поэтому они не в состоянии помочь своему ребёнку, оказать эмоциональную поддержку. Иногда сами усугубляют ситуацию чрезмерной строгостью или излишней жалостью. Очень редко встречается четвёртый тип отношения в семье к больному ребёнку. Хотя он является наиболее благоприятным, возвышающим, развивающим, адаптирующим ребёнка к жизни.
Таким образом, в работе по реабилитации родителей дошкольников с нарушениями зрения выделяют следующие задачи:
1. Донести до сознания родителей медицинскую информацию о здоровье их детей.
2. Разъяснить принципы лечения.
3. Ориентировать их на реальные результаты.
4. Помочь родителям преодолеть эмоциональную травму.
5. Выработать у них отношение любви к ребёнку; рациональное отношение к зрительному дефекту.
6. Сформировать у детей адаптационные механизмы.
7. Повышать самооценку детей и родителей.
8. Ориентировать детей и их родителей на преодоление комплекса неполноценности.
9. Учить детей преодолевать страх общения со здоровыми сверстниками.