Влияние установок на становление личности ребенка

Е.А. Швайбович – методист

Центра дистанционного образования детей-инвалидов,практический психолог системы образования

Современная психологическая наука показывает, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым, агрессивным или покладистым, терпимым или конфликтным. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты. Важную роль в процессе социализации и становлении личности играют социально-психологические установки. Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки. Бесспорно, родители — самые значимые и любимые для ребенка люди. Авторитет, особенно на ранних этапах психо-эмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима: «Мама сказала…», «Папа велел» и т. д. Взрослые люди, способные осознавать и контролировать, многое «подвергают сомнению», ставя психологические защиты к установкам и требованиям окружающих, руководствуясь собственными желаниями и мотивами. Они не пускают в свое подсознание те установки, которые сознательно им не нужны. («Курить вредно!» — хочу и курю!). Дети не могут этого делать. Они не в состоянии поставить психологический барьер в отношениях с родителями. Поэтому многое из тех установок, которые они получают от своих родителей, в дальнейшем определяет их поведение, причем стереотипное, одинаковое в сходных жизненных ситуациях. Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире.

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Внимательно рассмотрите примеры: «негативные установки», «позитивные установки» и подумайте, прежде чем что-то категорично заявлять своему ребенку о последствиях, а не ваших ли родителей это установки? Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Негативные установки

«Сильные люди не плачут»

«Ты всегда, как твой (я) папа (мама)»

«Вот и будешь по жизни мыкаться, как твой папа (мама)…»

«Не будешь слушаться – заболеешь!»

«Легко ничего не дается»

«Получил плохую отметку – ты плохой»

«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…»

«Не твоего ума дело…»

«Не ешь много, будешь толстый, никто тебя любить не будет»

«Не верь никому, обманут!..»

«Если ты будешь так поступать, с тобой никто дружить не будет!»

«Ты всегда это делаешь хуже других…»

«Ты всегда будешь грязнулей!»

«Будешь букой — один останешься»

«Все хорошее всегда кончается, нельзя всегда есть конфетки…»

Этот список вы можете продолжить сами, кое-что в нем вы узнали, подумайте, какие установки мешают вам жить и не давайте их своим детям, если не хотите, чтобы что-то негативное из вашей жизни повторялось в ваших детях. Позвольте себе и дайте право вашему ребенку на ошибку и возможность ее исправить. Именно так формируется жизненный опыт. Порицаний не должно быть больше чем поощрений.

Позитивные установки

«Каждый сам выбирает свой путь»

«Кушай на здоровье!»

«Каждый может ошибаться! Попробуй еще!»

«Все зависит от человека…»

«Я тебе доверяю…»

«Люби себя и другие тебя полюбят»

«Все в этой жизни зависит от тебя»

«У тебя хороший вкус»

«Можешь рассчитывать на меня»

Как часто вы говорите детям…

— Я сейчас занят(а)…
— Посмотри, что ты натворил!
— Это надо делать не так…
— Неправильно!
— Когда же ты научишься?
— Сколько раз я тебе говорила!
— Нет! Я не могу!
— Ты сведешь меня с ума!
— Что бы ты без меня делал!
— Вечно ты во все лезешь!
— Уйди от меня!
— Отстань!

Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит превращать жизнь в уныние, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить…

Итак, личность ребенка формируется с самих первых дней жизни. У ребенка важно сформировать базовое доверие к жизни, желание с радостью изучать окружающий мир, понимать и уважать свои потребности, адекватно к себе относиться. Оптимальной средой для его развития является среда любви, эмоционального приятия, лояльного отношения к его потребностям, атмосфера уважения, заботы и внимания, которую должны создать родители. Любое нарушение этого правила, может привести от легких деформаций личности до серьезных психических заболеваний.

Безусловно, на развитие личности влияет и уровень экономического развития общества, и культурные традиции, и социальные процессы. Однако, сильная, здоровая личность сможет выстоять и реализоваться даже в трудные, кризисные времена, а слабый человек может сломаться и п