В помощь ученику >>Ход рассуждений в разгадывании ребуса «Шашки вместо цифр»

1. Раскроем смысл частного
Вторая цифра частного есть, конечно, 0. Это следует из того, что к остатку от первого вычитания снесена не одна цифра, а две. Ясно, что после снесения первой цифры составилось число, меньше делителя, а в таких случаях очередная цифра частного есть 0.
По сходным основаниям заключаем, что четвертая цифра частного также 0.
Всматриваясь в расположение кружочков, замечаем, что двузначный делитель, будучи умножен на 8, дает число двузначное; когда же его умножают на первую (пока неизвестную) цифру частного, получается число из трёх цифр. Значит, эта первая цифра частного больше 8; такой цифрой может быть только 9.
Сходным образом устанавливаем, что и последняя цифра частного есть 9.
Теперь частное определилось: 90 809.

2. Раскроем смысл делителя
Делитель состоит, мы знаем, из двух цифр; кроме того расположение шашек говорит о том, что это двузначное число при умножении на 8 даёт также двузначное число; при умножении на 9 оно даёт произведение, состоящее из трёх цифр.
Производим испытания, начиная с наименьшего двузначного числа, 10:
10•8 = 80,
10•9 = 90.
Число 10, как видим, не удовлетворяет требуемым условиям: оба произведения двузначные.
Испытываем следующее двузначное число, 11:
11•8=88,
11•9=99.
Число 11 также, очевидно, не годится: оба произведения снова двузначные.
Испытываем 12:
12•8=96,
12•9=108.
Число 12, удовлетворяет всем требованиям. Нет ли еще таких чисел?
Испытаем 13:
13•8=104,
13•9=117.
Оба произведения трехзначные; следовательно, 13 не годится. Ясно, что неподходящими являются и все числа, большие, чем 13.

Итак, единственный возможный делитель — число 12.

3. Найдём делимое
Зная делитель, частное и остаток, легко находим делимое
Итак, делимое = 90 809 •12+ 1 = 1 089 709.

4. Восстановим весь пример

Как видим, по двум известным цифрам нам удалось установить смысл 26 неизвестных цифр.