Курс «декоративная живопись» опирается на культурно-информационное учебных дисциплин «Изобразительное искусство» и учебных программ таких известных авторов, как Неменский Б.М., Юсов Б.П., Фомина Н.Н., Чернявская Н.И., Ломоносова М.Т., Шпикалова Т.Я.. А также - на психолого-педагогические идеи и дидактические разработки когнитивных (образовательных) моментов художественного образования таких авторов, как Ананьев Б.Г., Филиппова В.А., Г.И. Щукина, Сухомлинский В.А., Волков Б.С., Станкин М.И., Щербаков В.С., Лабунская Г.В., Колякина В.И. В разработке данной программы учтены отечественные и мировые тенденции не только в области высокого искусства (реализм, импрессионизм, модернизм и прочее), но в области прикладного (дизайн, реклама, мода и другое).
Обучение строится в соответствии с принципами, заложенными Шпикаловой Т.Я.:
• занятия искусством должны способствовать общекультурному развитию детей;
• занятия должны развивать способность воспринимать искусство и в первую очередь его специфику образного отражения действительности;
• для приобщения к изобразительному искусству необходима комплексная система работызанятия;
• должны актуализировать включение и расширение регионального компонента художественного образования.
•
Курс «Декоративная живопись»:
- позволяет расширить способы видения мира (в контексте мировой художественной культуры);
- развивает способность к интерпретации художественных образов, формирует соответствующие умения и навыки, помогает отработать специфические художественные приемы и технологии ДПИ (в контексте декоративной графики и декоративного рисования);
- способствует обогащению эстетического восприятия ученика, развитию способностей и интереса к образованию научению) в области композиции, обобщений, декорирования, изобразительных «технологий» (в контексте декоративно-прикладного искусства).
Предлагаемая программа внеурочной деятельности подчинена цели: «Воспитание, развитие и сохранение интереса у учащихся подросткового возраста к изобразительной деятельности средствами декоративного рисования», и адаптирована к психолого-¬педагогическим условиям образовательной среды школы-интерната и личной психологической установке подростков на учебный предмет «Декоративная живопись».
Декоративное рисование - условие сохранения и воспитания у учащихся потребности к изобразительной деятельности, условие развития и сохранения интереса к художественному творчеству.
Используемый широкий спектр содержания программы позволяет, ориентируясь на потребности текущего дня: выбрать наиболее интересную тематику и разрабатывать ее в рамках учебной темы (декоративное прорабатывание какой либо пластической или колористической идеи), творческие практические занятия декоративно-прикладной деятельностью, изготовление предметов функционального назначения. Немаловажное условие работы программы «Декоративная живопись» - возможность общения, основой которого является коллективная творческая и продуктивная деятельность, что, в свою очередь, будет являться условием воспитания потребностей и развития интереса к декоративному рисованию (даже если ранее психологическая установка на изобразительную деятельность у школьников отсутствовала).
Всё это способствует созданию общей картины мира в сознании подростков, также развивает инновационный стиль мышления, формирует готовность к творчеству и постоянному поиску нестандартных решений. Важной составляющей программы является воспитание и формирование личности, ориентированной на эстетические идеалы, культурной, отзывчивой к многообразию изменяющегося мира, имеющей свою позицию и убеждения.