payday loansPayday Loans
Советы психолога->Роль семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья
04.05.2011 15:30

Консультацию ведет И.В. Кожевникова

 

С самого рождения каждый человек для своего нормаль­ного развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, теп­ле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, лю­бить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружа­ющим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чу­жую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются и такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилита­ционная, целью которой является восстановление психофи­зического и социального статуса ребенка, достижение им ма­териальной независимости и социальной адаптации.

Однако функции семьи могут быть нарушены в результате влияния весьма широкого круга факторов, в т.ч. особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, опре­деленные условия жизни семьи, нарушение структуры семьи и др.

Функции и структура семьи могут изменяться в зависи­мости от этапов ее жизнедеятельности. Рассмотрим основные периоды жизненного цикла семьи, имеющей ребенка с огра­ниченными возможностями здоровья:

  • рождение ребенка: получение информации о наличии патологии, эмоциональное принятие и привыкание к данной проблеме, сообщение другим членам семьи и близким лю­дям;
  • дошкольный возраст ребенка: взаимодействие со специ­алистами, принятие решений о форме жизнедеятельности, организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребенка;
  • школьный возраст ребенка: взаимодействие со специа­листами, принятие решения о форме школьного обучения, ор­ганизация учебы, решение проблем взрослых и сверстников по поводу общения с ребенком;
  • подростковый возраст ребенка: взаимодействие со специ­алистами, привыкание к хронической природе заболевания ребенка, решение проблем изоляции от сверстников, плани­рование будущей занятости ребенка;
  • период «выпуска»: взаимодействие со специалистами, признание и привыкание к продолжающейся семейной от­ветственности, принятие решения о подходящем месте про­живания ребенка;
  • постродительский период: перестройка взаимоотноше­ний между супругами (если ребенок «пристроен») и взаимо­действие со специалистами по новому месту проживания ре­бенка.

Таким образом, семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ре­бенка, личность которого еще только формируется. Для него семья — это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть, независимо от социального статуса, состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это то место, где можно решить возникшие проблемы, найти помощь, понима­ние и сочувствие. Но та же семья может стать причиной фор­мирования негативных качеств в ребенке, препятствовать его адаптации в меняющихся жизненных условиях.

Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям — это важные факто­ры реабилитации растущей личности.

Проживание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье создает в ней совершенно особую обстанов­ку. Это зависит прежде всего от самих родителей, от их уста­новок, формирующихся в отношениях к нему других детей. От отношения к ребенку близких к нему людей зависят, какие чувства будут у него формироваться (чувства любви или же регрессивные реакции с тяжелой нервозностью, спо­собствующие неприязни и эмоциональным взрывам).

(по материалам пособия «Воспитание ребенка с ограниченными возможно­стями здоровья в семье» Солодянкиной О.В.)

Обновлено 16.05.2011 13:24
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

logo

Тамбовская область


Главная

Служебный вход

 
 
 
MES