payday loansPayday Loans
Организация дистанционных занятий учащихся с ограниченными возможностями здоровья по курсу дополнительного образования «Секреты тканей растений»
Автор: Тихонова Елена Николаевна, учитель биологии высшей категории.   
17.12.2012 13:40

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: дистанционное обучение, интерактивное взаимодействие, модульное обучение, интернет – ориентированные педагогические технологии.

Краткая аннотация контента  консультации.

Консультацию по вопросу технологии организации дистанционного обучения с использованием интернет – ориентированных педагогических технологий. Технология организации представлена несколькими этапами, включающими организацию деятельности учителя по подготовке занятий и его деятельность непосредственно на уроке.

Запрос на консультирование

У меня вызывает трудность организация дистанционных занятий учащихся с ограниченными возможностями по курсу дополнительного образования «Секреты тканей растений»

Консультативный текст.

Дистанционное обучение – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Особенности технологии дистанционного обучения

1)  Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и строго контролируемая интенсивная самостоятельная работа учащегося, который может учиться в удобном для себя месте и в удобное время, имея при себе набор  средств обучения.

2)   При дистанционном обучении учащиеся и преподаватель пространственно разделены друг от друга, но при этом они находятся в постоянном взаимодействии, организованном с помощью особых приемов построения учебного курса, форм контроля, методов коммуникации с помощью Skype, электронной почты и прочих технологий Интернет.

Интерактивность – основа дистанционного обучения

Ключевым словом дистанционного обучения является интерактивность – постоянное систематическое взаимодействие обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой в учебном процессе.

При дистанционном обучении интерактивность постоянно реализуется на двух уровнях:

на уровне взаимодействия обучаемого и преподавателя и обучаемых между собой (средствами интернет-технологий);

на уровне взаимодействия обучаемых с используемыми ими средствами обучения, в основном электронными средствами.

Самый интенсивный уровень интерактивности — диалог в режиме реального времени (Skype). При работе в этом режиме все участники диалога подключены к сети, и время между отправлением сообщения и его приемом адресатом измеряется секундами.

Наименее интенсивный уровень интерактивности – диалог в асинхронном пакетном режиме, при котором адресат сам инициирует получение пакета сообщений, не имея дополнительных средств оповещения о конкретном полученном сообщении. В этом случае предусматривается промежуточное хранение сообщений в электронном почтовом ящике. Адресат устанавливает для себя периодичность проверки своего почтового ящика, от которой и зависит общая скорость обмена репликами в диалоге.

При организации дистанционного обучения необходимо выполнить следующие основные мероприятия:

  • создать техническую инфраструктуру для организации дистанционного обучения;
  • выстроить эффективную службу поддержки;
  • выстроить эффективный процесс управления дистанционным обучением;
  • выстроить систему мотивации слушателей дистанционного обучения;
  • сформировать учебный контент для проведения дистанционного обучения.

Система мотивации учащихся при дистанционном обучении.

Проведение дистанционного обучения предполагает, что какую-то часть времени учащиеся работают самостоятельно.

В результате этого часто возникает ситуация, что при прохождении дистанционного обучения, учащиеся снижают к себе требования, что приводит к снижению эффективности проводимого обучения. Организация эффективного дистанционного обучения в обязательном порядке требует внедрения системы мотивации учеников.

В качестве модели мотивации слушателей при организации дистанционного обучения может использоваться модель Келлера.

Главными компонентами модели Келлера являются:

внимание; значимость; уверенность; удовлетворение.

Внимание. Необходимо обеспечить первоначальное внимание учащегося и удержать это внимание на протяжении всего обучения. Удержание внимания ученика требует больших усилий. В первую очередь необходимо максимально разнообразить процесс обучения и учебный контент (включить практические задания, использовать интерактивные элементы и т.д.).

Значимость. Необходимо обеспечить понимание учащимся практической ценности для него проводимого обучения. Необходимо объяснить слушателю, почему оно для него важно. Целесообразно максимально приблизить материалы дистанционного обучения к практической деятельности ученика, используя знакомую ему терминологию, практические примеры и т.д.

Уверенность. Учащийся на всех этапах обучения должен сохранять уверенность в себе. Он должен быть уверен, что он успешно осваивает материал, справляется с поставленными целями. Для повышения уверенности ученика целесообразно включать в дистанционный курс большое количество промежуточных тестов, которые будут показывать учащемуся, что он успешно проходит обучение.

Удовлетворение. В конце дистанционного обучения необходимо сформировать у ученика удовлетворение от пройденного обучения. С этой целью необходимо предусмотреть мероприятия, которые повысят степень удовлетворения у ребёнка:

предусмотреть вознаграждения для него;

провести празднование его успехов;

провести круглой стол с участием всей группы учащихся по рассмотренным в ходе обучения вопросам и т.п.

Построение качественной системы мотивации слушателей при организации дистанционного обучения позволит обеспечить высокую степень усвоения материала курса.

Для того чтобы уроки с использованием метода проектов способствовали активизации учебно-познавательной деятельности школьников, Вам необходимо очень четко продумать организацию таких занятий, отбор методов и технологий обучения, учитывая индивидуальные способности учащихся и их интерес.

Учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно, либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой – выдвижение гипотез решения проблемы.

Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Однако, как установлено, слушать преподавателя легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя. Чем младше возраст, тем быстрее рассеивается внимание школьников. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для учащихся 8–11 классов и более старшего контингента. Для детей младшего возраста он не может превышать одного экрана. При этом средства наглядности целесообразно использовать для иллюстрации основных мыслей текста.

После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Цель таких упражнений - проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал

Следующий шаг в познании – формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). На данном этапе требуется не индивидуальная, а работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления – применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для человека и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Поэтому, какой бы путь не был выбран, важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью телеконференции (offline).

При разработке дистанционных занятий возможно использование следующей структуры их построения:

  1. 1.Тема занятия.
  2. 2.Цели занятия.
  3. 3.Проблема занятия или главный вопрос.
  4. 4.Перечень знаний, умений, навыков, способностей, которые предполагается развивать или осваивать на данном занятии.
  5. 5.Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
  6. 6.Подробный конспект занятия с необходимым материалом (актуальным и интересным для учащихся).
  7. 7.Перечень видов деятельности дистанционных учащихся.
  8. 8.Перечень видов деятельности дистанционного педагога и других участников занятия.
  9. 9.Перечень материалов, необходимых для занятия (ссылки на веб-сайты, тексты "бумажных" пособий и др.)
  10. 10.Способы и формы проверки результатов, полученных учащимися на занятии.
  11. 11.Предполагаемые виды образовательной продукции учащихся, полученные на данном занятии (ответы на вопросы педагога, возникшие идеи, собственные вопросы и др.)
  12. 12.Рефлексивные задания на занятии, формы самооценки на занятии.
  13. 13.Роль и место занятия в дистанционном курсе или в системе обучения.

Примерная технологическая карта занятия

Ход занятия

Время

Вид деятельности

Примечание

Занятие № 10            Основные ткани

 

Организационный момент

2 мин

Приветствие учителя

Учитель справляется о здоровье и настроении ученика, его настрое на работу. Желает успехов в выполнении заданий.

 

Актуализация знаний

3 мин

Учитель задаёт вопросы, на которые учащийся даёт ответы

Целесообразно вспомнить определение ткани, а также характерные особенности основных тканей

 

Общая характеристика основных тканей и их классификация

6  мин

Объяснение учителя, работа с текстом занятия и рисунками и схемой. Обсуждение особенностей ткани

Материал изучается в соответствии с возрастом и уровнем подготовки учащегося

 

Характеристика ассимиляционной ткани

6  мин

 

Выполнение задания об отличительных особенностях световых и теневых листьев

5 мин

Чтение задания. Рассматривание микрофотографий срезов листовых пластинок. Формулирование ответов на вопросы

Учитель при необходимости, обращает внимание учащегося на отличительные особенности срезов.

 

Характеристика аэренхимы и водоносной паренхимы.

5 мин

Объяснение учителя, работа с текстом занятия и рисунками и схемой. Обсуждение особенностей ткани

Материал изучается в соответствии с возрастом и уровнем подготовки учащегося

 

Проверка усвоения знаний

10 мин

Выполнение  учащимся тестовых заданий и заданий со свободным ответом.

Выполняются задания по №  1, 9. Даются развёрнутые ответы на вопросы №  6,7, 8

 

Домашнее задание

3 мин

Учащиеся записывают в дневник задание

Выполнить письменно задания № 2, 5.  По желанию учащегося можно предложить вместо этого выполнить творческую работу по заданию № 3.

 

Что нужно к следующему занятию

3 мин

Учащиеся записывают в дневник

клубень картофеля; зёрна пшеницы или муку; семена бобов или фасоли; сок яблока или лимона, семена подсолнечника (можно арахиса), крахмальный клейстер и йод, марлевые салфетки, стаканы с водой, белую бумагу.

 

Рефлексия

2 мин

Прощание с учащимся

Оцениваем работу учащегося самым позитивным образом. Хвалим его успехи, если были какие-то трудности обязательно говорим, что они временные, и он всё сможет преодолеть. Желаем успехов в выполнении домашней работы.

Занятие № 11   Основные ткани (продолжение)

 

Организационный момент

2 мин

Приветствие учителя

Учитель справляется о здоровье и настроении ученика, его настрое на работу. Желает успехов в выполнении заданий.

 

Актуализация знаний

4 мин

Учитель проверяет  выполнение домашнего задания

Целесообразно вспомнить особенности основной ткани, а также классификацию основных тканей

 

Характеристика аэренхимы и водоносной паренхимы.

6 мин

Объяснение учителя, работа с текстом занятия и рисунками и схемой. Обсуждение особенностей ткани

Материал изучается в соответствии с возрастом и уровнем подготовки учащегося

 

Выполнение лабораторной работы № 4

30 мин

Поэтапное выполнение опытов лабораторной работы.

Обсуждение результатов. Оформление отчёта о проделанной работы.

 Формулирование выводов.

Отчёт о работе высылается по скайпу или на электронный ящик учителя.

В зависимости от возраста ребёнка, его уровня подготовки и для более интересной работы можно выполнять опыты одновременно с учащимся или, если есть такая возможность провести урок в форме телеконференции.

 Если учащемуся не удаётся получить и рассмотреть микропрепарат, можно выслать ему микрофотографию данного объекта по скайпу. Но всё-таки очень важно, чтобы учащийся затем (после урока), самостоятельно или с помощью родителей получил изображение.

В зависимости от заболевания ребёнка, возможно присутствие родителей или иных лиц, помогающих выполнять исследования в ходе лабораторной работы, но все выводы по наблюдениям формулирует и оформляет отчёт сам учащийся.

 

Домашнее задание

1 мин

Учащиеся записывают в дневник задание

Выполнить устно задания  № 1, 2.  По желанию учащегося можно предложить вместо этого выполнить творческое задание.

 

Рефлексия

1 мин

Прощание с учащимся

Оцениваем работу учащегося самым позитивным образом. Хвалим его успехи, если были какие-то трудности обязательно говорим, что они временные, и он всё сможет преодолеть. Желаем успехов в выполнении домашней работы.

Курс рассчитан на 18 часов и предполагает блочный принцип построения. Первый блок - вводный, во втором даётся характеристика растительных тканей, третий блок – обобщения и контроля. Поэтому логично выстраивать занятия с позиций модульного обучения.

Модульное обучение

В педагогике и методике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания которой дидактическая система не срабатывает.

Модульное обучение предполагает жесткое структурирование учебной информации, содержания обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершенными учебными блоками (модулями). Модуль совпадает с темой учебного предмета. Однако, в отличие от темы в модуле, все измеряется, все оценивается: задание, работа, посещение занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко определены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля, названы навыки и умения. В модульном обучении все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения, и контроль качества усвоения.

Модульное обучение - это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.

Учащиеся при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь является тест.

Учебный курс, как правило, включает не менее трех модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.

При разработке модуля учитывается то, что каждый модуль должен дать совершенно определенную самостоятельную порцию знаний, сформировать необходимые умения. После изучения каждого модуля учащиеся получают рекомендации преподавателя по их дальнейшей работе. По количеству баллов, набранных учащимися из возможных, учащийся сам может судить о своей успеваемости.

При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая оценка знаний и умений учащихся. Рейтинговая оценка обученности позволяет с большой степенью доверительности характеризовать качество его подготовки по данной специальности. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса.

Как рейтинговая система осуществляется на практике?

Модульные программы обучения формируются как совокупность модулей. При определении общей оценки по курсу результаты рейтинга входят в нее с соответствующими весовыми коэффициентами, устанавливаемыми авторами-преподавателями курса.

В модульном обучении оценивается в баллах каждое задание, устанавливаются его рейтинг и сроки выполнения (своевременное выполнение задания тоже оценивается соответствующим количеством баллов) т.е. основной принцип рейтингового контроля - это контроль и оценка качества знаний и умений с учетом систематичности работы студентов.

После окончания обучения на основе модульных оценок определяется общая оценка, которая учитывается при определении результатов итогового контроля по предмету.

При проведении итогового контроля вопросы должны носить обобщающий характер, отражать основные понятия курса, а не повторять вопросы модульного контроля, причем учащиеся должны заранее знать эти экзаменационные вопросы.

Проектная технология:

1.      Разработка и рассылка дистанционным учащимся общего проекта по изучаемой теме или проблеме.

2.      Выбор учащимися своей части из комплексного проекта, составление индивидуального плана деятельности по предложенным алгоритмическим предписаниям. У учеников появляется хорошая возможность выбора траекторий своего дистанционного обучения.

3.      Осуществление всех компонентов проекта в процессе очной и дистанционной деятельности участников обучения, работающих индивидуально, в группах или коллективно. На данном этапе применяются все доступные средства телекоммуникаций.

4.      Размещение на сервере и обсуждение полученных результатов. Подведение итогов проекта. Диагностика и оценка индивидуальных, групповых и коллективных образовательных достижений учащихся.

Основная ценность проектной технологии - ориентация на конечный образовательный продукт, достаточно значимый и нужный, когда каждый участник понимает его необходимость для себя и остальных.

 Интернет-ориентированные педагогические технологии

1. Индивидуальное обучение

Менторство (индивидуальное наставничество)

Сетевой ментор - профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми). Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощенно чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.

2. Парное обучение

Репетиция

Два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т.п.). Каждый из них подготовил свою собственную презентацию. Однако, перед ними ставится новая задача - "проиграть" друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке).
При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее "проговаривают" весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи:

снимается страх публичного выступления;

повышается уверенность в собственных силах;

лучше запоминается материал;

заранее корректируются все неточности (что позволяет представить в дальнейшем выверенный вариант презентации, не содержащий ошибок);

учащиеся лишний раз тренируются в использовании сетевых ресурсов и технологий (например, при участии в видео конференции или чате).

Совместная творческая работа

Этот прием также хорошо известен всем тем, кто работал с учащимися в рамках телекоммунникационных проектов. Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может подсказать преподаватель.

3. Коллективное обучение

Доклад (презентация)

Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения:

учителем; учащимся; группой учащихся.

При этом все присутствующие находятся друг от друга на расстоянии, а сам доклад проводится в виде телеконференции в режиме реального времени.

Также доклад в условиях Интернет вполне может быть представлен и в отсроченном режиме. Для этого докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды PowerPoint, иллюстрации и т.д., вплоть до видеозаписи данного доклада) и размещает все это на одном из сайтов Интернет. Учащиеся получают от преподавателя информацию о том, когда и на каком сайте можно познакомиться с этим докладом. Преимуществом является то, что учащиеся будут знакомиться с материалами подобных "докладов" гораздо внимательнее, чем при прослушивании традиционных докладов, когда основным каналом восприятия информации является аудиальный, что затрудняет усвоение новой информации.

 

Таким образом, если, изучив предложенный текст и  рекомендованные дополнительные источники, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript . Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования

Используемая литература

  • Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. – М.: МИЭП, 2008.
  • Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 2007.
  • Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
  • Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. – М., 2007.
  • Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  • Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально-психологические проблемы инвалидов // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1 / Под ред. В.С. Кукушина. - Ростов н/Д., 2007.
  • Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты. – М.: ИНФО,  2006.
  • Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество // Дополнительное образование. - 2006. - №1.
  • Лозовая В. И. Камышанченко Е. Н. Формирование познавательной активности школьников. М., 2000
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2003.
  • Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М., 2001

 

 

Обновлено 17.04.2013 13:45
 
logo

Тамбовская область


Главная Акмеологическое консультирование Организация дистанционных занятий учащихся с ограниченными возможностями здоровья по курсу дополнительного образования «Секреты тканей растений»

Служебный вход

 
 
 
MES