Как помочь ребенку с ограниченными возможностями здоровья учиться

Очень часто родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, жалеют их, стараются оградить от внешнего мира и  излишне опекают их. Такая гиперопека не способствуют воспитанию самостоятельности, ответственности, приводит к пассивности ребенка, что в дальнейшем создает сложности в учебе.

Относитесь к ребенку с ограниченными возможностями здоровья с теми же требованиями, как и к его здоровым сверстникам. Поощряйте самостоятельность, поддерживайте активность. Для воспитания ответственности давайте посильные задания и проверяйте их исполнение. Очень важно, чтобы у ребенка были постоянные обязанности в семье, например, уход за домашними растениями или животными.

Как показывают результаты исследований, физическое развитие детей способствует снижению утомляемости, повышению общей работоспособности. Поэтому необходимо соблюдать режим дня  ребенка, стимулировать двигательную активность, привлекать его к занятиям спортом.

Для развития мышления можно использовать следующие приемы и  упражнения:

Например, на прогулке просите рассказать ребенку все, что он видит как можно более подробно. Задавайте вопросы, требующие развернутых ответов: «Почему?», «Зачем?». Вводите в словарь ребенка новые слова, по возможности на основе наблюдений. Как можно чаще посещайте с ребенком интересные места: парки, театры, зоопарки и т.д. (На ребенка гораздо большее впечатление произведет живой кролик, чем кролик, изображенный на иллюстрации). Очень полезны игры «Города», «Съедобное – несъедобное», домашний кукольный театр.

Формируйте наблюдательность: загадывайте и придумывайте загадки. Если есть возможность, создавайте эмоционально окрашенную атмосферу Вашей беседы.

Для облегчения понимания текста новые для ребенка слова иллюстрируйте (рисунки, фотографии, слайды и т. д.).  Если ребенку тяжело воспринимать целый текст, делите его на логические части. После прочтения каждой части проводите беседу на понимание, уточняйте отношение ребенка, стимулируйте мыслительную активность: «Как ты думаешь?».

Развитие мышление и речи можно стимулировать, развивая мелкую моторику рук. Например, вышивание, нанизывание бус, вязание, изонить, рисование пальцами на мелком песке и т.д.

Важное значение для успешной учебы имеет хорошая память. Чтоб учебный материал сохранился в памяти надолго необходимо мотивировать ребенка на запоминание: «Этот правило очень важно, тебе потребуется для …, запомни его навсегда!». Лучше запоминать  не дословное цитирование, а логическую последовательность, для этого материал необходимо понимать. Новый материал следует повторить через 20 мин, 3 часа, 8 часов. Для тренировки памяти можно разложить на столе несколько предметов, предложить ребенку запомнить их. Кода ребенок отвернется, поменять несколько фигур местами или убрать что-нибудь. Попросить посмотреть ребенка и найти изменения.

Довольно часто у детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена функция самоконтроля, и они не могут проверить правильно ли выполнили задание, усвоили или нет учебный материал. Поэтому при выполнении домашнего задания целесообразно, чтоб дети пересказывали прочитанное родителям или другим взрослым, объясняли вслух ход решения задач, обоснованно доказывали правильность ответа.