Влияние биоэнергопластики на речевое развитие ребёнка

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект: энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это взаимодействие движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, особенно если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребёнка, но также память и внимание. Применение метода биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Важно привлечь внимание каждого ребёнка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, их ритмичности и чёткости.

Занятия по биоэнергопластике необходимо выполнять каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись у детей, перед зеркалом. Спина должна быть прямой, руки и ноги в спокойном положении. Количество повторов варьируется от 4 до 6-7. Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности выполнения упражнений взрослым используется счёт от 1 до 10, отстукивание ритма и стихотворные строки

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем кисть руки. На первых занятиях отрабатываются артикуляционные упражнения, после 2-3 занятий добавляется кисть руки.

«Птенчики». Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой прижат к указательному. Открыть рот, язык лежит внизу у нижних резцов, губы округлены, зубы не торчат; большой палец опускается вниз, четыре остальных поднимаются вверх.

«Часики». Сомкнутые пальцы ладонью вниз двигаются влево-вправо.

«Заборчик». Сжатые в кулак пальцы распрямляются и раздвигаются в стороны при улыбке.

«Качели». Движение кистью с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.

«Лопаточка». Сомкнутая опущенная ладонь опущена вниз.

«Маляр». Ладонь повёрнута к лицу, четыре сомкнутых пальца двигаются вперёд-назад.

«Почистим зубки». Ладонь сжата в кулак, указательный палец выставлен вперёд и совершает круговые движения.

«Чашечка». Кисть ладонью вверх, пальцы сомкнуты и приподняты, имитируя форму «чашечки».

«Вкусное варенье». Ладонь в форме «чашечки», пальцы разгибаются и сгибаются.

«Киска сердится». Кисть ладонью вниз, пальцы слегка поджаты.

«Хоботок». Пальцы собраны в щепоть, большой прижат к среднему.

«Грибок». Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой – горизонтально на кисти первой руки.

«Дятел». Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой.

«Пароход гудит». Сомкнутая ладонь поднята вверх.