Ум на кончиках пальцев

У детей с недостатками речевого развития имеются особенности развития мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев.

Доказано, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими функциями сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Как развить мелкую моторику руки ребенка

— Делать пальчиковую гимнастику.

— Разминать пальцами тесто, глину, пластилин.

— Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики, крупу, а также перебирать и выкладывать из них различные узоры.

— Пальчиковый бассейн. Ребёнок опускает руки в большую ёмкость, в которой насыпаны крупа, бусинки или другие мелкие предметы, и сосредотачивается на тактильных ощущениях. Можно в этом бассейне прятать и просить ребёнка найти определённую игрушку.

— Песочная терапия. Работа с песком помогает ребёнку раскрыть себя и свой творческий потенциал. На песке можно рисовать каждым пальчиком по очереди и одновременно всеми пальцами обеих рук, пересыпать песок, искать в нём игрушки, спрятанные взрослым.

— Нанизывать бусинки, пуговки на нитку или леску.

— Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

— Рвать на мелкие куски бумагу. Чем мельче, тем лучше.

— Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

— Заводить будильник, игрушки ключиком.

— Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

— Резать ножницами.

— Конструировать из бумаги (оригами).

— Шить, вышивать, вязать

— Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

— Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).