Всё о ДЦП (рекомендации для учителей)

Детский Церебральный паралич (paralysis infantilis cerebralis) — болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга — внутриутробно, в родах или в период новорожденности; характеризуется двигательными расстройствами (параличи, парезы, реже гиперкинезы и атаксия), а также нарушениями психоречевых функций.
Основной ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ (патогенез — особенности возникновения и развития болезни) ДЦП — внутриутробная гипоксия(кислородное голодание), внутричерепная травма.
ЭТИОЛОГИЯ (причины возникновения) — интоксикация плода, перенесенные матерью заболевания, в том числе и инфекционные, приводящие к внутриутробным энцефалиту, менингиту и др., в результате которых происходит разрушение клеточных структур мозга.
КЛИНИКА определяется локализацией и тяжестью повреждений. В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств и тяжести течения патологического процесса выделяют пять основных форм ДЦП:

  1. Двойная гимиплеги
  2. Спастическая диплегия
  3. Гиперкинетическая форма
  4. Мозжечковая форма (атонически-астатическая)
  5. Гемипаретическая форма

Много лиц с церебральными параличами имеют нормальный, или выше среднего уровень интеллекта. Их способность проявить свои интеллектуальные способности может быть ограниченной через сложности в общении. Все дети с церебральными параличами, независимо от уровня интеллектуального развития способны существенно развивать свои возможности при соответствующем лечении, физической реабилитации и логопедической коррекции.

Несмотря на достижения современной медицины, церебральные параличи остаются важной проблемой. Количество людей с ДЦП увеличивается во всем мире. Возможно это происходит за счет того, что больше выживает недоношенных детей. Сейчас на тысячу населения в среднем начисляется 2-3 детей с детским церебральным параличом. Церебральный паралич одинаково часто наблюдается у лиц обеих полов и разных этнических и социо — экономических груп.

В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств и тяжести течения патологического процесса выделяют пять основных форм ДЦП:

Двойная гимиплегия (наиболее тяжелая форма) — спастический тетрапарез со значительным поражением рук. Как правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии. Дети не передвигаются и не обслуживают себя сами.

Спастическая диплегия – спастика (повышение мышечного тонуса) является определяющим симптомом этого типа. Характеризуется двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях, причем ноги поражены сильнее, чем руки. Степень поражения рук может быть различной — от выраженных ограничений в объеме и силе движений и до легкой моторной неловкости, которая проявляется лишь при выполнении тонких дифференцированных движений (письмо, составление мозаики, трудовые операции и др.). Часто нарушения моторики рук незначительны. Одна сторона тела бывает обычно поражена больше другой. Спастическая диплегия часто развивается у детей, родившихся недоношенными. Помимо спастичности мышц у большого числа больных наблюдаются гиперкинезы, выраженные более всего в пальцах рук и мимической мускулатуре. Некоторые дети со спастической диплегией страдают эпилептическими припадками. Задержка развития психики и речи не резко выражены.

Гиперкинетическая форма — характеризуется медленными или быстрыми неконтролируемыми движениями (гиперкинезами), которые могут проявлятся в любой части тела, включая лицо, рот и язык, повышением мышечного тонуса, наряду с которыми могут быть параличи и парезы. При движениях, эмоциональном напряжении, присутствии чужого лица гиперкинезы усиливаются. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Речь медленная, монотонная, иногда представляет собой набор нечетких звуков, понятных только матери. У некоторых больных обнаруживается глухота на высокие тона. Отличительной особенностью пациентов является относительная сохранность интеллекта. Более того, некоторые из них имеют высокие умственные способности, что позволяет им заканчивать высшие учебные заведения. Приблизительно 10-20 % случаев ДЦП относятся к этому типу.

Мозжечковая форма (атонически-астатическая) характеризуется низким тонусом мышц, атаксией, характерны нарушения равновесия и координации. Если такой больной может ходить, то походка неуверенная и шаткая. Пациенты с этой формой имеют проблемы с выполнением быстрых движений, и тех движений, которые требуют тонкого контроля, как например письмо. Речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. При этой форме ДЦП отмечается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Такая форма составляет 5-10 % случаев ДЦП.

Гемипаретическая форма характеризуется гемипарезами с преимущественным поражением руки, алалией или афазией. Наблюдаются замедление роста и укорочение длины костей парезированных конечностей. У части детей при этом отмечается олигофрения в степени дебильности, реже имбецильность.

Выраженность вышеупомянутых проблем может увеличиватся или уменьшатся на протяжении времени, но вообще считается, что это заболевание (ДЦП) не прогрессирует и состояние больных не ухудшается.

Нарушения речи при ДЦП

У детей с церебральным параличом выделяют различные формы речевых нарушений. Они редко встречаются в изолированном виде. Наиболее частая форма речевой патологии при ДЦП – дизартрия.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи и просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической характеристик речи), а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая.

Основные нарушения при дизартрии:

Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого неба) – по типу спастичности, гипотонии или дистонии.

Нарушение подвижности артикуляционных мышц.

Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата – это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Недостаточная подвижность артикуляционных мышц языка и губ обуславливает нарушение звукопроизношения. При поражении мышц губ страдает произношение и гласных, и согласных звуков. Особенно грубо нарушено звукопроизношение при резком ограничении подвижности мышц языка. Степень нарушения подвижности артикуляционных мышц может быть различной – от полной невозможности артикуляционных движений языка и губ до незначительного снижения их объема и амплитуды.

Нарушение дыхания.

Недостаточная глубина дыхания. Нарушен ритм дыхания: в момент речи оно учащается (поверхностный вдох и укороченный слабый выдох). Ребенку с нарушением дыхания иногда тяжело произнести одно слово – не хватает речевого выдоха.

Нарушение голоса.

Наиболее часто отмечается недостаточная сила голоса (тихий, слабый, иссякающий); отклонение тембра голоса (глухой, сдавленный, хриплый, прерывистый, напряженный, назализованный, гортанный).

Нарушение просодики.

Мелодико-интонационные расстройства часто относят к одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Именно они в большой степени влияют на разборчивость, эмоциональную выразительность речи. Голос становится монотонным, мало- или немодулированным. Нарушение темпа речи проявляются в его замедлении, реже – ускорении. Иногда имеет место нарушение ритма речи (например, скандированность – рубленая речь, когда отмечается дополнительное количество ударений в словах).

Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.

Нарушение координации движений (атаксия).

Иногда наблюдается нарушение координации между дыханием, голосообразованием и артикуляцией – асинергия.

Специфические нарушения звукопроизношения:

Стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;

Нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков;

Нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки нарастает общая смазанность речи;

Степень выраженности дизартрических нарушений речи зависит от тяжести и характера поражения нервной системы. В легких случаях отмечается Нерезко выраженная дизартрия – стертая дизартрия. Она проявляется в нарушении звукопроизношения, незначительных нарушениях речевого дыхания, просодики.

При тяжелом поражении центральной нервной системы моторная реализация речи становится невозможной. В этом случае отмечается анартрия – полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга.

Моторная алалия — первичное недоразвитие экспрессивной (собственной) речи при более сохранной импрессивной (внутренней) речи.

Сенсорная алалия — преимущественно нарушено понимание обращенной речи, при этом отсутствует нарушение слуха и выраженное недоразвитие познавательной деятельности.

Педагогу важно знать и учитывать при работе с детьми,имеющими нарушения вследствие церебрального паралича:

На занятиях необходимо соблюдение двигательного режима:

  • фиксация в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение ребенка сидя или стоя;
  • применение утяжелителей для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или др.) или другую учебную деятельность (например, чтение, т.к. гиперкинезы мешают фиксации взгляда и прослеживанию строки);
  • обязательный перерыв в занятии на физкультминутку.

В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.).

Для детей с усиленным слюнотечением (саливацией) требуется контролирующая помощь со стороны учителя с напоминанием проглотить слюну для формирования у ребенка устойчивой привычки – контроля за слюнотечением.

Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжелым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ.

На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

(По материалам форумов i- школы)