Рекомендации по работе с учащимися с ОВЗ, осваивающими учебные программы в дистанционном режиме

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Учебная деятельность сложна по своей структуре и требует специального формирования. Учебная деятельность характеризуется целями и задачами, мотивами. Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачем, как, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. В процессе учебной деятельности школьник не только осваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих элементов:

  • Мотивы учения
  • Учебные действия
  • Контроль
  • Оценка

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей.

Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы, однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что успешно корригируется в процессе специально организованного обучения.

Рекомендации по организации учебной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями и коррекции формирования элементов структуры учебной деятельности в условиях образования с использованием ТДО.

Наименование и содержание компонента учебной деятельности Психокоррекционные задачи Приемы, используемые в обучении с использованием ТДО
Мотивационный. Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия
Для детей с особыми потребностями в образовании наиболее значимой является мотивация, связанная с получением высоких отметок, — это сильные, реально действующие мотивы. На втором месте по степени выраженности у детей с особыми образовательными потребностями находится престижная мотивация — «хочу учиться лучше всех». Это обусловлено отставанием в развитии такого ядерного личностного образования, как самооценка.
Формирование познавательных мотивов:
— создание проблемных учебных ситуаций;
— стимулирование активности ребенка на занятии;
В процессе работы необходимо отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно.
Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Если учитель отметит его успехи при решении трудной задачи, — это вселит в него дух уверенности. Важно дать ученику нестандартные задания. Так, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. В качестве домашнего задания предложить составить и начертить кроссворд с вопросами по теме изученного урока, либо составить тест по заранее обозначенным учителем ключевым моментам урока (с демонстрацией примеров вопросов по содержанию).
Учебные действия. В связи с особенностями умственного развития детей с особыми образовательными потребностями, в частности с отставанием в развитии мышления и речи, у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Один из наиболее существенных недостатков учебной деятельности детей заключается в том, что они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию 1. Обучение ребенка планированию деятельности во времени.
2. Предварительная организация ориентировки в задании.
3. Предварительный анализ с ребенком используемых средств деятельности.
1. Совместное изучение плана сетевого урока. Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок:
— Как называется раздел, который мы изучим сначала?
— Как ты думаешь, о чем говорится в этом разделе?
— Какой раздел мы изучим потом?
(далее на усмотрение учителя)
2. Обозначение каждого пройденного этапа словесно, контроль усвоения изученной информации при помощи вопросов по содержанию (составляются учителем заблаговременно). Если у учителя нет возможности составить заранее вопросы по содержанию каждого раздела урока, можно воспользоваться следующими формулировками:
— О чем говорится в этом разделе? (далее на усмотрение учителя).
3. При выполнении тестов и заданий воспользоваться следующими формулировками:
— Какое действие нужно выполнить при заполнении теста? (например, если формулировка задания звучит как «Отметьте правильные утверждения».)
В случае выполнения задания с открытым ответом, следует перед началом выполнения обсудить с учащимся как и с помощью чего будет выполняться задание.
Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. 1. Обучение контролю по результатам деятельности.
2. Обучение контролю по способу деятельности.
3. Обучение контролю по ходу выполнения деятельности.
Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока.
Очень важна систематичность контроля.
Если действия выполняются правильно, то его постепенно переводят на умственный этап: учащийся и сам выполняет, и сам контролирует действие.

Для осуществления полноценного эффективного образовательного процесса, у учащегося должны быть сформированы следующие познавательные психические процессы:

Произвольное внимание и такие его качества как:

  • Устойчивость внимания как способность субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания.
  • Распределение внимания свидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание на нескольких объектах одновременно.
  • Концентрация внимания предусматривает также определение способности субъекта сохранять сосредоточенность на объекте внимания при наличии помех.
  • Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности и сосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности на другую.

Память и такие ее аспекты, как:

  • Умение пользоваться мнемическими приемами (динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая такие показатели, как динамичность заучивания, его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации)
  • Объем оперативной памяти (подразумевает количество объектов, не только запоминающихся, но и использующихся, обрабатывающихся как по одиночке — так и между собой за этот промежуток времени.). Без хорошей оперативной памяти любая информация, воспринимаемая органами чувств, не будет попадать в долговременную память и надолго сохранятся в ней.

Речь и такие ее характеристики, как:

  • Высокий уровень речевого развития
  • Осведомленность – наличие сведений, знаний о чем-либо
  • Богатый активный словарный запас. В активный словарный запас входят те повседневно употребляемые слова, значение которых понятно человеку, говорящему на данном языке.

Мышление и такие его операции, как:

  • Анализ – умственное действие, направленное на мысленное расчленение познаваемого объекта на составные элементы, части, структуры, на ознакомление с его свойствами, качествами, особенностями и т.п.
  • Синтез – умственное действие, посредством которого субъект соединяет мысленно выделенные части объекта в прежних или в новых сочетаниях для того, чтобы понять какая связь может существовать между ними и как они взаимодействуют. Анализ и синтез тесно связаны между собой.
  • Сравнение – умственное действие, направленное на сопоставление познаваемого объекта с другими предметами, с целью установить его сходство или различие с ними.
  • Обобщение – умственное действие, направленное на познание общего признака, присущего целому классу объектов. Обобщение дает возможность установить связь неизвестного объекта с известными на основе наличия общего признака, свойственного им.
  • Абстракция – умственное действие, посредством которого выделяется общий существенный признак в познаваемом объекте и игнорируются все другие несущественные признаки.

Все перечисленные познавательные психические процессы функционируют в тесной взаимосвязи между собой и представляют собой сложную систему, а у детей с ограниченными возможностями здоровья их развитие протекает со значительной задержкой и отличается качественным своеобразием, что негативно сказывается на успешности обучения в целом. Особенности психического познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья успешно корригируются в процессе специально организованного обучения.

Особенности психического развития познавательных процессов Приемы коррекции в процессе обучения с использованием ДОТ
Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуется рядом патологических особенностей. У большинства детей отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания. Особенно значимые трудности возникают при формировании произвольного внимания. 1.Прохождение сетевого урока необходимо разбить на временные промежутки с перерывами, включающими смену вида деятельности. Соответственно увеличить срок прохождения сетевого курса настолько, насколько будет необходимо.

2.Для привлечения непроизвольного внимания рекомендуется широкое применение наглядных средств обучения (уже содержатся в сетевом курсе). Если учитель имеет возможность ознакомиться с материалом урока заблаговременно, рекомендуется дополнительный подбор наглядных пособий.

3. Для развития произвольного внимания рекомендуется использовать средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таблицы (если учитель имеет возможность заблаговременно ознакомиться с материалом сетевого урока), если у учителя нет такой возможности, рекомендуется составлять совместно с учащимся схемы и таблицы непосредственно на занятии.

Словесно-логическая память предполагает достаточный уровень развития речи и мышления, а поскольку эти функции у детей с ограниченными возможностями здоровья как правило, формируются с опозданием, то и данный вид памяти задерживается в своем становлении. Таким образом, у детей наблюдается специфическое развитие памяти и своеобразие в формировании мнемических процессов. Обучение мнемическим приемам:

Выделение ключевой опорной мысли (предложения) в каждом абзаце. Пересказ с использованием опорных ключевых предложений.

Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

Уделять внимание повторению материала. В начале каждого последующего урока важно посвятить некоторое время повторению уже изученной информации.

Учитывать эмоциональный фактор (связь излагаемого материала с прошлым опытом), за счет которого производительность интеллектуального труда значительно возрастает.

Речь. Имеет место ограниченность пассивного и активного словаря, что свидетельствует об узости общих представлений, которые формируются в процессе освоения различных видов деятельности. Особенно ограничен запас слов, обозначающих признаки, качества, свойства предметов, а также различные виды действий с предметами. Отмечается и своеобразие в понимании речи: недостаточное понимание многозначности слов, иногда незнание предметов и явлений окружающей действительности. Нередко вызывает трудности понимание текстов художественных произведений, арифметических задач, программного материала. Для большинства учащихся с ограниченными возможностями характерны слабая дифференциация лексических значений, незнание языковых правил перефразирования, неточности употребления антонимов и синонимов. Все это часто приводит к неправильному построению предложений.

Развитие речевого общения: грамматически правильное построение фраз; употребление в речи числительных и местоимений, служебных слов и предлогов, в первую очередь связанных с пространственными и временными категориями;

Подбор синонимов, обучение использованию синонимов и антонимов в устной и письменной речи.

Ведение словаря понятий и терминов по каждому изучаемому предмету.

Акцентирование внимания учащегося на рубрике «Словарь» в материале урока.

Устное оформление учащимся заданий к тестам

Инструктирование по выполнению заданий, которые задаются на дом.

Выполнение части домашнего задания на уроке в качестве примера (у учащегося должны быть примеры и алгоритмы выполнения каждого вида заданий, встречающихся в материале урока и в материале домашнего задания)

Анализируя текст художественного произведения, целесообразно сначала уяснить содержание произведения. Учителю необходимо составить перечень вопросов по содержанию. Важно следить за тем, чтобы ответ учащегося был полным с приведением выдержек из текста произведения.

Анализируя поступки и характер героев художественных произведений, особое внимание уделить установлению причинно-следственных связей

 

Мышление. Дети с ОВЗ с трудом устанавливают сходства и различия, причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Классификацию предметов проводят по принципу конкретных ситуативных связей. Обогащение активного словарного запаса, подбор иллюстраций, подбор синонимов, ведение словаря терминов, демонстрация примеров.

Иллюстрация теоретических положений конкретными примерами, близкими к опыту учащихся.

Информацию необходимо предоставлять на примере конкретных операций над объектами.

Обучение анализу и сравнению явлений, объектов (составлять таблицы сходств и различий).

Обучение установлению причинно-следственных отношений при помощи вопросов по содержанию материала, вопросов с формулировкой «Почему?», «Зачем?» (учителю следует подготовить вопросы заблаговременно)

Формирование пространственных представлений на основе программного материала по черчению, геометрии, географии;

Развитие временных представлений на материале истории, литературы;

Развитие словарного запаса: отработка специальной терминологии при изучении различных предметов; овладение понятиями, обозначающими пространственные и временные представления в изучаемом материале;

Овладение терминами, обозначающими абстрактные категории.

 

(По матеиалам НП «Телешкола»)