Особенности воспитания и обучения детей с ЗПР

Консультант рубрики: зав. лабораторией «Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» ТОГОАУ ДПО «ИПКРО» В.М. Чернышова

 

ЗПР — задержка психического развития – этот диагноз звучит не совсем приятно. Многие родители, расстроенные и обеспокоенные после общения с педиатром, решают познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

Врачи часто необдуманно ставят этот диагноз здоровым детям, в то время, как каждый ребенок требует индивидуального подхода, особого, внимательного отношения. Но если диагноз ЗПР подтвердится, то отчаиваться не стоит. Совместная работа педагогов и родителей обязательно поможет ребенку справиться с его проблемой!

Причины возникновения ЗПР у детей

Возникновение ЗПР у детей происходит по различным причинам, как биологического, так и социального характера. Рассмотрим их подробнее.

Причины ЗПР биологического характера:

  • Проблемы во время беременности;
  • Сильные токсикозы, лечение сильнодействующими лекарствами, угроза прерывания, резус-конфликт, инфекционные болезни матери;
  • Тяжелые роды;
  • Гипоксия ребенка во время родов, применение щипцов, кесарево сечение;
  • Минимальная мозговая дисфункция;
  • Болезненность и ослабленность ребенка, недоношенность;
  • Генетическая предрасположенность. Интересно, что матери большинства детей, которым поставили диагноз ЗПР, тоже страдают легкой интеллектуальной недостаточностью.

Причины ЗПР социального характера: Как правило, диагноз ЗПР особенно распространен в детских домах. Окружение дома также влияет на психику ребенка. В семьях с недостаточным материальным и интеллектуальным уровнем, где мало занимаются воспитанием и развитием подрастающего поколения, дети часто отстают в психическом и умственном развитии. В неблагополучных семьях часто ограничиваются удовлетворением биологических потребностей ребенка, а про необходимость читать с ним книги, рисовать, даже не подозревают. Потом в массовых детских садах, где одна воспитатель на 30 детей, такой ребенок опять же оказывается никому не нужен. Так проблема наслаивается на проблему и при общем равнодушии взрослых ребенок впоследствии не может справиться со школьной программой.

Признаки ЗПР у ребенка

ЗПР – пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью. Детям с ЗПР можно помочь, если вовремя обратить внимание на проблему. Родители и специалисты должны вместе работать с ребенком, разработать индивидуальную, подходящую только для него коррекционную программу.

Итак, признаки ЗПР:

—           Недостаточный объем знаний;

—           Незрелость мышления, не анализирует, что видит вокруг;

—           Механизм приема и переработки информации нарушен;

—           Неспособность сосредоточиться, нарушение внимания;

—           Нарушения памяти;

—           Низкий уровень речевого развития.

Как помочь ребенку с ЗПР?

  1. Постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, обеспечить  субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
  12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности (стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.), особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
  19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
  20. Создание доверительных отношений со взрослыми.
  21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.