Профилактика реакций дезадаптации (кризисных состояний)

По материалам Д. Н. Исаева

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья со средой являются реакции дезадаптации (кризисные состояния).

Реакции дезадаптации — это относительно кратковременные психогенные расстройства, возникающие при столкновении личности с трудными или непреодолимыми обстоятельствами и нарушающие нормальное приспособление к условиям существования. Как отмечает Г. Е. Сухарева (1959), «не всякая реакция на психическую травму может быть отнесена к группе психогенных реакций, а лишь патологическая реакция, т. е. такая, которая достигает большой силы, что делает данного субъекта неприспособленным на более или менее длительный срок».

Провоцируют возникновению реакций дезадаптации различные  психотравмирующие ситуации, включая факторы эмоциональной депривации, которой часто подвержены дети, не посещающие школу по состоянию здоровья, находящиеся на длительном лечении в больничных учреждениях.

Меры первичной профилактики должны быть сосредоточены на предупреждении развития кризисных ситуаций, облегчении формирования волевой личности ребенка, умеющей справиться с трудностями, не завышая своих притязаний, предотвращении биологических факторов, препятствующих развитию здоровой психики. Создание у ребенка чувства защищенности, психологического комфорта, выявление его истинных психических и физических сил, предъявление соразмерных им требований — важнейшие направления профилактики реакций дезадаптации. С этой целью для предотвращения органической неполноценности или дефектности личности важны меры, защищающие здоровье беременной, предупреждающие развитие пре- и перинатальной патологии, раннее тщательное лечение младенцев, родившихся от патологических родов, детей, заболевших инфекционными, соматическими болезнями, перенесших случайные травмы головы или отравления.

Для обеспечения нормального формирования психики и предотвращения ее девиаций большое значение имеет динамическая оценка психического развития и при необходимости создание для него более благоприятных условий. Для гармонизации личностных черт в целом полезна пропаганда таких воспитательных воздействий в семье и детских учреждениях, которые бы способствовали умению бороться с трудностями, управлению своими эмоциями, ограничению своих притязаний в соответствии с возможностями и т. д. Более старшим детям следует дать минимум знаний и навыков, необходимых для понимания психической деятельности и посильного ее регулирования. Не только забота о душевной жизни, но и внедрение физической культуры и спорта сделают детскую личность менее ранимой. Необходима также хорошая психологическая подготовка детей к общению с другими людьми, в том числе и противоположного пола. Все требования к детям, к их психическим и физическим возможностям должны быть сбалансированы в соответствии с возрастом и полом.