ВОЗМОЖНОСТИ ИНФОГРАФИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО РЕСУРСА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Консультант: Беренгольц Н.В., методист Центра дистанционного образования ТОИПКРО.

Ключевые слова: визуализация, инфографика, виды инфографики, визуальные средства обучения.

Краткая аннотация контента консультации:
В связи с развитием информационных технологий в настоящее время объем информации возрастает так быстро, что традиционные методы обработки становятся не эффективными. Современный человек должен уметь быстро ориентироваться в потоке информации, анализировать и эффективно использовать ее в своей профессиональной деятельности, уметь излагать большие массивы данных максимально кратко. Все сложнее из растущего информационного потока выделять главное и фокусировать свое внимание на нем. Информация в виде таблицы, текста и списка стала не эффективной, так как очень сложно запомнить огромное количество информации, представленные в традиционной форме. Способ представления информации оказывает влияние на степень ее восприятия и усвоения, а визуализация позволяет быстро и эффективно ее преподнести. На сегодняшний день очень много ученых пытаются дать определение понятию «визуализация». Понятие «визуальный» предполагает представление информации в виде определенного образа, например в видефигуры, объекта, картинки.

Запрос на консультирование:
Какие существуют способы создания инфографики?
Какие основные средства визуализации? Какие этапы включает в себя разработка качественной инфографики? Какие основные характеристики для классификации инфографики? В чем заключаются преимущества использования различных возможностей инфографики в учебном процессе?

Консультационный текст:

Виртуальная среда становится все более популярной и привлекательной в сфере электронного образования. Современные возможности создания инфографики стимулируют когнитивную, эвристическую деятельность учащихся; позволяют быстрее и эффективнее усваивать информацию в образовательном процессе.

Уровень усвоения научного знания зависит от доступности, восприятия, понимания объяснения материала учителем.

Решению этой проблемы мотивации и интеллектуального развития обучающихся способствуют компьютерные технологии, интернет, СМИ, которые формируют новый способ восприятия информации, где визуальным образам отводится главное место. Инфографика совмещает логику построения, яркость образов, объёмность информации и рассматривается как новое средство визуализации учебного знания. Практика показала: использование инфографики в учебном процессе способствует осознанному, полному усвоению учебного материала.

Это в свою очередь позволяет учащимся выработать необходимые в жизни качества: инициативность, самостоятельность, собранность.

Наиболее полное определение визуализации как метода, позволяющее отразить ее суть, дает А. А. Вербицкий, который рассматривает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ, может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий»[4].

Большой современный словарь русского языка дает определение визуализации «как представление чего-либо физического — процесса, явления и т.п. — в форме, удобной для наблюдения; методика направленного вызова образа».

Гали И.Т., Галлямова З.В. и ряд других ученых определяют визуализацию как общее название приёмов представления числовой информации или физического явления в виде, удобном для зрительного наблюдения и анализа.

По мнению Сидельникова Т. Т. визуализация – это педагогический метод, основанный на принципе наглядности, в рамках которого через схематизацию и ассоциативно-иллюстративный ряд осуществляется знаковое (символьное) представление содержания, функций, структуры, этапов (стадий) какого-либо процесса, явления.

На современном этапе визуализация учебной информации рассматривается как стратегия обучения. Управляя структурой, формой, размерами, цветом визуальной информации можно сделать глубокий анализ используя средства информационно-коммуникационных технологий [6].

Для повышения эффективности обучения можно использовать различные средства визуализации информации и визуализации знания [7]. Существуют такие средства визуализации как таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, инфографика и т.д.

Что же такое инфографика? Существует множество определений этого понятия.

По мнению В. Лаптева « … инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний».

Ряд других авторов определяют инфографику как синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя визуальные элементы и тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.

А.А. Заславский рассматривает инфографику как графическую декомпозицию свойств объекта, предмета, процесса или явления и связей между ними, т.е. графическое представление свойств объекта, предмета, процесса или явления и демонстрацию связей между этими свойствами.

По мнению Е.К. Рева, Г.С. Зуева «… инфографика — это способ подачи информации, при котором данные и знания передаются с помощью графического изображения.

На основании проведенного анализа подходов к определению понятия «инфографика» мы будем придерживаться следующего: инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний.

Инфографика является удобным инструментом обеспечения высокого уровня качества обучения, поскольку может обеспечить индивидуальный режим работы. При использовании инфографики, преподаватель акцентирует внимание и мотивирует обучающихся на изучение конкретной темы, наглядно демонстрирует новый материал, проводит вступительные испытания, проверочные и диагностические работы, а также имеет возможность использовать такой тип представления информации в проектной и исследовательской деятельности.

Различные ученые предлагают различные классификации инфографики. А. Новичков предлагает классифицировать инфографику по характеру представляемых данных, по способу отображения, по типу источника. Кийкова Е.В., Соболевская Е.Ю., Кийкова Д.А. предлагают разделить инфографику в учебном процессе на следующие форматы:

Статичная инфографика – представляет собой изображение без анимации.

Инфографика по гиперссылкам – представляет собой интерфейс карты изображения на языке гипертекста HTML, при наведении на изображения отдельные его части являются декомпозицией или увеличенной копией.

Анимированная инфографика – инфографика с анимированными элементами представляет собой динамическое представление данных.

Видео инфографика – представляет собой видео ряд, сопровождаемое письменным или знаковым отображением основных фактов.

Интерактивная инфографика – по сравнению со статичной инфографикой обучающийся вовлекается в работу с материалом и при изучении материала имеет тот или иной контроль над изучаемой информацией.

Можно выделить два способа создания инфографики: с помощью графических редакторов и онлайн ресурсов. Существует множество пакетов прикладных программ и онлайн ресурсов предназначенных для создания инфографики. К наиболее популярным пакетам прикладных программ можно отнести: Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe Premiere Pro. Нужно отметить, что перечисленные графические редакторы конкретно не направлены и не предназначены для создания инфографики, но имеют широкий спектр деятельности. Атак же для создания инфографики можно использовать следующие онлайн ресурсы: GoogleCharts, Infrog.am, Venngage, Piktochart, TableauPublic, Visual.ly, Ease.ly, Canva.

Выстроить инфографический материал, работающий в нужном направлении можно опираясь на рекомендации А.И. Осатиной, выделяющей семь этапов в создании качественной инфографики.

1.Выбор темы. Тема должна быть актуальной, востребованной и ориентированной на аудиторию, для которой она создается.
2.Сбор информации. Информация должна соответствовать выбранной теме, быть полной, качественной, достоверной, содержащей фактический и статистический материал.
3.Сортировка информации. Необходимо отсортировать всю найденную информацию и оставить только самую важную, первостепенную.
4.Определение типа инфографики. Выбрать в каком формате созданная инфографика будет смотреться наиболее выгодно и передача информации будет самой эффективной.
5.Создание эскиза. Эскиз помогает установить необходимые элементы и определиться с характером дизайна.
6.Планирование и работа над графикой. Не стоит перегружать работу рисунками и графиками, следует выбрать один основной графический элемент, наиболее полно передающий основную тематику инфографики.
7.Сборка графики на основе эскиза. Это финальный этап создания конечного варианта инфографики: добавляются дополнительные элементы: рисунки, цифровые данные, тексты, располагающиеся по разные стороны от основного содержательного элемента.

Анализ возможностей использования инфографики в учебном процессе позволил выявить следующие аспекты:

инфографику можно эффективно использовать при показе структуры или алгоритма работы чего-либо;

при отображении соотношении предметов или фактов во времени и пространстве, при демонстрации тенденции развития объекта;

при раскрытии составных частей сложного явления, при организации большого объема информации;

акцентировать внимание и мотивировать обучающихся на изучение конкретной темы;

инфографика наглядно демонстрирует новый материал;

использовать инфографику для проведения проверочных и диагностических работ;

использование инфографики для представления информации в проектной и исследовательской деятельности;

инфографика позволяет создать целостное представление об объекте;

использовать инфографику для формирования наглядного представления об объекте;

инфографика помогает продемонстрировать соотношение между частями и различными объектами;

инфографика позволяет установить иерархию соподчинения.

совмещает несколько видов деятельности студентов.

в процессе изучения инфографики и выполнения заданий студент вынужден самостоятельно приобретать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать.

инфографика позволяет не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации.

Применение инфографики в учебном процессе может быть эффективным, но в то же время, нельзя забывать о возможных сложностях в использовании инфографики. Опыт использования инфографики различными учеными показывает наличие, следующих сложностей:

могут возникнуть затруднения с визуализацией некоторых понятий, потому что создание инфографики требует определенных навыков от преподавателя и обучающегося;

низкая скорость работы интернет может помешать при использовании онлайн ресурсов;

учитывая то, что интерфейс многих онлайн ресурсов оформлен на английском языке, то недостаточный высокий уровень владения английским языком может стать серьезной преградой при создании, как для преподавателя, так и для обучающегося.

В итоге, все выше сказанное показывает, что использование инфографики в учебном процессе является актуальным в свете сегодняшнего дня. Несмотря на определенные трудности при работе с инфографикой, она рассматривается нами как эффективное средство для обучения, стимулирующей познавательный интерес обучающихся и может быть альтернативным вариантом к ментальным, концептуальным картам, а также анимированным роликам.

Информационные ресурсы

1. Гуничева Е. М, Голубев О.Б. Дидактические возможности образовательной инфографики //Педагогическая информатика. – 2018. — №1 – с.15-21.

2. Берман Н. Д. Визуализация как эффективный инструмент обучения//Постулат. — — №4.

3. Заславский А.А. Возможности инфографики как эффективного ресурса индивидуализации обучения. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО МГПУ). — 5

4. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с. 4

5. Сидельникова Т.Т. Потенциал и ограничения визуализации как метода изучения социально-гуманитарных дисциплин. Integration of education. Vol. 20, no. 2. 2016 стр 281-292.

6. Швырка В. Н. Современные технологии визуализации учебной информации в методическом обеспечении самостоятельной работы студентов. Научно-методическое обеспечение университетского образования: история и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Минск, 26–27 окт. 2017 г. / Белорус. гос. ун-т, Центр проблем развития образования ; редкол. : В. В. Самохвал (отв. ред.)[и др.]. — Минск :Изд. центр БГУ, 2017. — 219 с.

7. Берман Н.Д. Применение визуализации в образовательном процессе/ В сборнике:Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции. Под общ. Ред.А.В. Тогулукова. 2016. С.162-165.

8. Кийкова Е.В., Соболевская Е.Ю., Кийкова Д.А. Анализ эффективности применения инфографики в учебном процессе ВУЗа //Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.

9. Дридигер Е.И. Инфографика как способ подачи учебного материала// Вторая Всероссийская научно-методическая конференция, 10 ноября 2014 — 10 февраля 2015// «Педагогическая технология и мастерство учителя».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *