Особенности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

(МАОУ СОШ №13 с углубленным  изучением отдельных предметов)

Актуальность внедрения дистанционных форм обучения при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,  является очевидной, ведь это, по существу, едва ли не единственный способ вернуть их к полноценной творческой жизни, помочь им самореализоваться в сложных социальных условиях. 

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные особенности, расширяет коммуникативную сферу учащихся.

В дистанционном обучении учащимся часто предлагается для изучения учебный материал в форме модуля, который дублирует  фрагмент бумажного учебника для очного обучения. Такой материал может  дополняться иллюстрациями и видеосюжетами, тестовыми заданиями. Вместе с тем, в основе создания учебных модулей, как правило, ориентация на заучивание и воспроизведение учениками определенного количества информации, что  противоречит целям продуктивного обучения.

Как же сделать образовательную среду интерактивной? Для этого нужно помнить , что содержание учебного материала усваивается лучше, если    оно не передаётся ученикам напрямую, а выращивается у них в ходе учебной деятельности, самостоятельных наблюдений. Чтобы познаваемый объект был наблюдаем учеником, должны соблюдаться определенные условия: а) объект должен быть выделен учеником из окружающей среды; б) обозначен им в виде термина, понятия, рисунка, знака или иного средства; в) между учеником и объектом должно быть установлено взаимодействие на основе одного из известных ученику способов [2] .

Так, при изучении темы «Причастие» в 7 классе ученику предлагается материал для наблюдения:

Сравните словосочетания:

Синее небо                  синеющее небо

Красное яблоко            краснеющее яблоко

Молодая женщина           помолодевшая женщина

Очень важен правильно построенный диалог:

— Какие слова обозначают постоянные признаки предмета? (синее, красное, молодая)

— Какие слова обозначают признаки, развивающиеся во времени, признаки, которые создаются действием предмета? (синеющее, краснеющее, помолодевшая)

—  Какими глаголами можно заменить эти слова?

— Слова, причастные к глаголу, мы назовем «причастиями».

Далее ученику предлагается сравнить однокоренные слова и выделить среди них причастия.

Важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока. Для этого используются таблицы, схемы, рисунки. Ученику предлагается  задание «прочитать схему», а затем образовать слово по предложенным моделям. Предположим, схема образования причастий прошедшего времени выглядит так:

Прочитав схему, мы приступаем к выполнению задания: пользуясь схемой, запиши причастия, указывая глагол , от которого оно образовано.

Причастия и глаголы ученики записывают поморфемно (с-кош-енн-ый). Такая запись помогает лучше разобраться в морфемном строении этих слов и избежать многих ошибок в написании суффиксов.

Оживить  мыслительные процессы ученика помогают  задания типа «Лови ошибку!»

Н и НН в суффиксах причастий

                               Найди ошибку!                                             Подсказка!

1.Тканная скатерть                                                             нет признаков НН

2. Брошеный камень                                                            образовано от глагола с.в.

3. Бракованная деталь                                                      есть -ова

4. Желанный гость                                                             исключение

5. Пересоленный суп                                                         приставка

С точки зрения эвристического обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена в его внутреннее личностное содержание, если у него нет на то соответствующей готовности, заключающейся в «оживлении» его внутренних образовательных процессов. Здесь  важно опираться на личный  опыт ученика.

У Лены  Е. есть  собака, о которой она много рассказывает.  Предлагаю написать небольшой рассказ о своем питомце, используя  опорные слова с приставками пре и при Так появляется эта работа.

Однажды произошла преудивительная история. На дороге сидел беспризорный щенок. Он сжимался от холода и смотрел на меня прищуренными глазами. У него была премилая мордочка. Я позвала его за собой. Дома я накормила щенка и оставила у себя. Мы приручили щенка, и он превратился в породистую собаку

Создание      личностно-ориентированной образовательной среды     позволяет   сохранять  и развивать гуманистическую составляющую образования в противовес технократической.

Литература

Моисеева М.В., Полат Е.С.,  и др. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна.- М.: Издательский дом «Камерон», 2004. -216 с.

2 . Хуторской А.В. Модель образовательгой среды в  дистанционном эвристическом обучении. Центр дистанционного образования «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0901.htm (Дата обращения 20.12.12)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *