Основные организационные этапы проекта «Дистанционное образование детей-инвалидов»

Ключевые слова, отображающие контент (содержание) консультации: дети с ОВЗ, дистанционное обучение, сетевые учителя, индивидуальная образовательная программа (ИОП), индивидуальный учебный план (ИУП).

Краткая аннотация контента  консультации.

Консультация по вопросу основных этапов организации дистанционного образования детей с ОВЗ и дальнейшему взаимодействию  Центра ДО с образовательными учреждениями.

Запрос на консультирование.

У нас в образовательном учреждении имеется ребенок-инвалид, обучающийся на дому. Каким образом  данного ребёнка можно включить в региональный проект «Дистанционное образование детей-инвалидов»? Как в дальнейшем будет организовано дистанционное обучение этого ребёнка?

Консультативный текст.  

Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ включает условно 6 этапов, которые в свою очередь делятся на более мелкие этапы или шаги:

  1. 1.Отправка сведений о детях-инвалидах, обучающихся на дому, из муниципалитета в УОиН и в Центр ДО детей- инвалидов.
  2. 2.Подробное консультирование семьи ребенка с ОВЗ методистом-организатором ДО  детей-инвалидов.
  3. 3.Подведение сети Интернет каждому участнику проекта, установка и подключение компьютерного оборудования.
  4. 4.Индивидуальное обучение  детей, а также их родителей (законных представителей) основным навыкам  использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет.
  5. 5.Апробация дистанционного обучения детей-инвалидов по программам дополнительного образования.
  6. 6.Организация  дистанционного обучения детей-инвалидов по курсу общего образования.

Рассмотрим более подробно каждый этап.

Отправка сведений о детях — инвалидах, обучающихся на дому, из муниципалитета в УОиН и в Центр ДО детей — инвалидов.

В начале учебного года (можно в конце предыдущего, если имеется достоверная информация) на основе сведений из образовательных учреждений в УОиН области и в Центр ДО детей — инвалидов муниципалитеты направляют информацию о детях — инвалидах, обучающихся на дому по определенной форме  (Приложение).

В таблице обязательным является заполнение всех столбцов. Исключением может служить информация о выборе предметов для дистанционного обучения.

Обращаем внимание, что :

ФИО ученика, директора, завуча прописывать необходимо полностью;

адрес строго по месту проживания (место, где будет установлено компьютерное оборудование);

в информации о  телефонах обязательно указать код соответствующей  территории и мобильные телефоны законных представителей;

очень важна информация о заболевании ребёнка, чтобы можно было подобрать соответствующее специализированное оборудование;

вид программы и рекомендации ПМПК(если таковые имеются) необходимы для составления индивидуального образовательного маршрута учащегося.

Подробное консультирование законных представителей ребенка с ОВЗ методистом-организатором ДО.

После получения и обработки информации из муниципалитетов методист- организатор связываются с законными представителями ребенка. Он проводит подробную консультацию, содержащую достоверные сведения о региональном проекте:

1. В проекте могут участвовать дети, имеющие:

  •  официальный статус инвалидности;
  •  форму надомного обучения (официально);
  •  общеобразовательную программу обучения или I-VII видов.

2. Дистанционное обучение рекомендуется детям-инвалидам, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения. На дистанционное обучение могут быть переведены обучающиеся 1-11(12) классов независимо от формы получения образования, а также типа и вида образовательного учреждения.Для участия в проекте необходимо предоставлять следующие документы:

  • копия справки об инвалидности ребенка;
  • справка от врача об отсутствии противопоказаний по работе с компьютером (допускается в свободной форме);
  • согласие на обработку персональных данных ребенка, родителей по разработанной форме (законных представителей);
  • психолого-педагогическая характеристика ученика по разработанной форме (от классного руководителя, социального педагога).

Для ДО законные представители имеют право выбрать по своему усмотрению 1-5 предметов. Эти выбранные предметы дети будут изучать только с сетевыми учителями, обладающими необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, прошедших специальную подготовку по программам обучения детей с ОВЗ с использованием  Интернет-технологий на основании договора с УОиН Тамбовской области. В Центре на каждого обучающегося ведется предметный журнал, в котором учителями, осуществляющими обучение, записываются текущие, четвертные (триместровые, семестровые),  годовые отметки. Остальные предметы дети продолжают изучать с учителями своих образовательных учреждений.

Детям, участвующим в региональном пооекте, за счет федеральных средств (для семьи бесплатно) проводится Интернет, поставляется и подключается компьютерное и  специализированное оборудование.

Подведение сети Интернет каждому участнику проекта(ребёнку, сетевому учителю), установка и подключение компьютерного оборудования

После долгой процедуры проведения торгов и заключения соответствующих контрактов каждый участник проекта обеспечивается бесплатным Интернетом (7 дней в неделю, 24 часа в сутки). Этот этап занимает немало времени, т. к. в отдаленных районах подведение Интернета является довольно сложной работой.

Далее  каждому участнику доставляется и подключается комплект компьютерного оборудования(базового или  специализированного).

Комплект базового рабочего места:

  • Системный блок  Apple Mac mini Core 2  Duo
  • Монитор ViewSonic VA1926W
  • Клавиатура APPLEKEYBOARD-SUN
  • Мышь  Logitech RX250
  • Кабель USB A-B 1,8 м
  • Офисное ПО NeoOffice 3.0
  • Микрофон Logitech USB Desktop  Microphone
  • Наушники Sven CD-920
  • Колонки Duialog W-204
  • Сканер Canon LiDE 100
  • Черно-белый лазерный принтер OKI  В2200
  • Веб-камера Canyon CNR-WCAM820
  • Цифровая фотокамера Canon PowerShot A1100 IS
  • Сетевой фильтр-удлинитель Sven Optima 5м
  • Графический планшет Bamboo Pen
  • Микроскоп цифровой Digital Blue QX5

Комплект оборудования для проведения физических испытаний и физиологических наблюдений в домашних условиях «Архимед».

  • Виртуальный конструктор по  математике
  • Виртуальный конструктор по физике
  • Школьная геоинформационная система
  • Lego WeDo
  • Интегрированная творческая среда  ПервоЛого 3.0 или ЛогоМиры 3.0

Дополнительное оборудование для учащихся с миопатией

  • Компьютерный Роллер-2 Roller II (USB&PS/2)
  • Кнопка All4 Medium Adj. Pressure Switches
  • Специальная клавиатура большая программируемая IntelliKey USB
  • Накладки Overlay
  • ПО виртуальная экранная клавиатура AssistiveWare KeyStrokes

Дополнительное оборудование для слабовидящих учащихся

  • Клавиатура с большими клавишами  Cvely Keyboard
  • ПО экранного доступа с синтезом речи  Jaws for Windows

Индивидуальное обучение  учителей, детей, а также их родителей (законных представителей) основным навыкам  использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет

Далее, специалисты технического отдела Центра дистанционного образования проводят выезды на дом для индивидуального инструктажа  детей, а также их родителей (законных представителей)   использования программно-технических средств и возможностей сети Интернет.

Также для родителей в обязательном порядке в очной и дистанционной формах проводятся курсы «Обучение родителей (законных представителей) детей-инвалидов по поддержке дистанционного обучения их детей», для сетевых учителей — курсы повышения квалификации по программе «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья  с использованием дистанционных образовательных технологий».

В Центре ДО организована оперативная методическая, техническая, информационно-консультативная поддержка и обучение сетевых учителей, родителей (законных представителей), детей в очной (выезды специалистов технического отдела на место проживания участников учебного процесса) и дистанционной форме (в основном через интерактивные формы общения: телефон, скайп, электронную почту).

Апробация дистанционного обучения детей-инвалидов по программам дополнительного образования

Параллельно с продведением  Интернета участникам образовательного процесса, методист-организатор  выявляет потребности детей с ОВЗ в дистанционном обучении:

определяются предметы и их количество;

формируются группы «учитель-ученик» и «ученик-учитель» с указанием контактных данных (телефоны) учащихся и сетевых учителей.

Перед началом очередного учебного года возможна корректировка данной информации.

После завершения выше перечисленных этапов по мере  обучения  детей и законных представителей проходит апробация дистанционного обучения  по гибкому расписанию (март-июнь): дети с законными представителями и учителя  знакомятся друг с другом,  осваиваит технику,  учителя формируют у детей умение организации учебного взаимодействия в режиме реального времени с помощью дистанционных образовательных технологий. Апробация проводится по программам дополнительного образования; допускается проведение диагностики по выбранным детьми предметам для составления индивидуальной образовательной программы на следующий учебный год.

Организация  дистанционного обучения детей-инвалидов по курсу общего образования

Организация учебного процесса регламентируется в общеобразовательном учреждении:

распорядительным документом директора общеобразовательного учреждения о  переводе обучающегося, нуждающегося в обучении на дому, на дистанционное обучение;

 учебным планом;

 годовым календарным графиком;

 в Центре:

 расписанием занятий.

Особенностью организации образовательного процесса дистанционного обучения является обязательное включение в  процесс родителей (законных представителей), в т.ч. через согласование индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается  соответствии с письмом Министерства образования РФ от 28 февраля 2003 г. №27/2643-6 и Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» в образовательном учреждении, за которым закреплен ребенок, обязательно с учетом индивидуальных особенностей, психофизических возможностей детей-инвалидов, их возраста и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. ИУП составляется  в двух экземплярах: один остается в образовательном учреждении, другой передается в Центр ДО. Образовательное учреждение в обязательном порядке передает в Центр годовой календарный учебный график, т.к. начало и окончание  учебного года, каникулы для детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, устанавливаются общеобразовательным учреждением в сроки, предусмотренные Уставом.

Выбор вариантов проведения дистанционных занятий обучающихся зависит от психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии и согласовывается с родителями (законными представителями). В основном дистанционные занятия проводятся в первой половине дня, возможно и во второй  по заявлению родителей.

По окончании четверти (семестра, триместра), учебного года необходимые сведения об обучении ученика должны быть переданы Центром в общеобразовательные учреждения по месту жительства обучающихся – участников Проекта. Для этого на основании данных индивидуального журнала в общеобразовательное учреждение передается табель учета  отметок по каждому учебному предмету, заверенный печатью и подписью руководителя Центра.

Классный руководитель общеобразовательного учреждения на основании полученного табеля отметок переносит отметки (за исключением текущих) на страницу соответствующего учебного предмета, а также в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся классного журнала  отметки за четверть (семестр),  полугодие, год.

Государственная (итоговая) аттестация детей-инвалидов, обучающихся дистанционно, осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими организацию проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования.

Перевод обучающихся в следующий класс, выпуск осуществляются в установленном общеобразовательным учреждением порядке.

В конце учебного года проводятся мониторинги выявления потребностей в дистанционном обучении и удовлетворенности организацией образовательного процесса с помощью дистанционных образовательных технологий.

Используемая литература:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от  6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;

2. Приказ  управления    образования   и науки области от 26.02.2009 № 469  «О реализации проекта «Организация дистанционного образования детей- инвалидов в Тамбовской области»;

3. Приказ управления образования и науки области от 20.11.2009             № 3113 «Об утверждении Требований к объему и условиям оказания государственных услуг в области начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»;

4. Информационные материалы по вопросу «Создание условий для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы»

5. Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации

6. Справка к заседанию коллегии Минобрнауки России по вопросу «О мерах по созданию условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» 9 декабря 2009 года.

7. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» (И/п УОиН от 09.10.2010  №  02-09/4610).

 8. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. — 383 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *